Меню Рубрики

Можно ли причащаться во время простуды

Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить? «Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к Причастию больных детей? Можно ли вообще заразиться в храме?

Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете, грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.

На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже: если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками, без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.

Вспоминается произведение Н.С. Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика – воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил Евангельское – как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и будешь сильно от этого переживать, – значит, и тебе самому не надо так поступать.

Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос – истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в Храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие – и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того – они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, что бы там ни было.

Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и острозаразной болезни – например, скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку, что в доме опасная инфекция… Я не знаю, надевают ли батюшки маски или просто молятся.

Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели из одной ложки неизвестно с кем?». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, – а так нет, извините». Это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей – все говорит о том, что одним духом одержимы.

Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с Ним, остальное – Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».

Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть – это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос – Бог, Который есть любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог? Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.

Телезритель: «Апостол Павел говорил: если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное – с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно – не заразишься, а если приходишь с другими намерениями, сто процентов заразишься».

Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте – и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом – каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов! Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, – а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».

Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты – такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около 5 000 открытий, подтверждающих существование Бога – в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти 5 000 открытий? В том то и дело, что вера все упрощает – наш ум делает прямым. Как сказано, «прямыми сделайте стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь.

Доверие к Богу – драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека – это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.

Комментарий телезрителя: «Я очень брезгливый человек, но и верующий, поэтому когда я в храме, никогда не думаю, что могу заразиться, считаю кощунственным даже подумать об этом».

Расшифровка эфира от
17.02: Вероника Костромина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

источник

Священник Михаил Геронимус

Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:

Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.

Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.

У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.

При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.

Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.

Источником же жизни для человека является Господь, поэтому через Причастие человек получает неизреченное небесное питание. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51).

В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.

В самой молитве перед причастием мы просим Бога: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».

То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.

Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство Евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1 Кор. 11:29-30).

Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.

Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.

С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.

Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.

Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.

Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.

И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.

Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.

Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.

Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.

Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.

Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.

Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.

Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:

Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.

Я могу посоветовать родителям внимательно взвесить все обстоятельства «за» и «против», и принять самостоятельное решение.

Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.

И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.

Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)

источник

Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?

— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?

— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.

В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.

Читайте также:  Что делать когда болят суставы при простуде

— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.

— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.

— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?

— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.

Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.

— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?

— Об этом я бы порассуждал также в категориях возможного соблазна, причиной которого для других людей мы можем стать. С одной стороны, если мы нездоровы, то лучше остаться дома. С другой стороны, если мы боимся, что другие на нас начихают, то, может быть, правильнее будет больше другого остерегаться: заявившись в таком виде на богослужение, мы кого-то смутим, кого-то отвлечем, в чьей-то душе посеем опасение, что сами мы больны. Человек вместо молитвы на службе будет думать о том, с кем он рядом стоит. Не создадим ли мы вокруг себя в «тесном» храме, о котором идет речь, метровый пояс пустоты, поскольку другие будут стараться нас избегать, и тем самым засунем людей еще в большую тесноту. Многие еще и чесночком закусят для пущего отогнания зловредных вирусов, микробов и бактерий. Так что, по крайней мере, до особого усложнения эпидемиологической ситуации я бы советовал от стояния в масках на богослужении воздержаться.

— Можно ли заразиться через Причастие?

— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.

Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.

— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?

— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.

— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.

— Священники Русской Православной Церкви в семинариях в числе многих других дисциплин изучают предмет под названием «пастырское богословие». В частности, в учебнике непременно есть раздел о внешнем поведении священника. Всех нас, уверяю, учат и основам общечеловеческой культуры (как и основам пастырской культуры). Предполагается, что каждый священник знает: в храм он должен прийти опрятно причесанным, умытым, почистившим зубы, помывшим руки. Кроме того, напомню, что, по уставу богослужения, во время Божественной Литургии священник вновь в некоторые моменты совершает омовение рук. Поэтому, когда вы будете подходить к Чаше, предполагать, что длань священника кишит зловредными маленькими существами, нет особенных оснований.

— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?

— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.

источник

Мой друг умирает от рака легких. Курение действительно убивает. Еще в начале мая он думал, что у него всего лишь болит рука. Два года лечил руку – обследования всякие проходил, процедуры недешевые. А тут раз – и всё, поздно. Только морфий, чтобы как-то перетерпеть боль до смерти. Предложила другу, крещенному в Православии, но весьма далекому от Церкви, исповедоваться и причаститься. Он согласился – в принципе. Крестик нательный надел, иконы достал из шкафа и поставил на видном месте.

Даже удалось обозначить день и час, когда он сможет приступить к Таинству покаяния. Договорилась со священником, который посоветовал, как подготовить больного к тому, чтобы он смог получить разрешение и оставление грехов от Бога. И тут началось…

Ближайшие родственники вдруг стали категорически против и икон, и прихода священника – скандалили, донимали больного упреками. Мол, нечего тут чужим людям приходить и свои порядки наводить.
Друг, измученный болью, и так не особо рвался к церковным таинствам – утешался «Шоу Шустера» и «Свободой слова». А тут, под шквалом негативных эмоций родных, сдался: не надо священника, давай отложим на потом, когда все успокоится, когда «полегче» будет. А жизни ему врачи оставили, от силы, месяц – и он об этом знает.

Cлучилась Божия милость

Нашлись родственники и друзья, поддержавшие мою инициативу. И как-то так всем вместе, по слову, по аргументу, нам удалось вернуть больного к желанию исповедоваться и причаститься. И как ни тяжело человеку терпеть боль, но он и каноны выслушал, и отдельные тезисы о подготовке к Таинству.

Батюшка исповедовал его минут сорок, причастил и соборовал.

Болезнь продолжает съедать, боли становятся все сильнее и невыносимее. Ближайший друг моего друга полагает, что когда тот беззвучно шевелит губами, он читает «Отче наш».

Сомнения праведных

Несколько лет до этого я по-разному предлагала своему другу пойти в храм: в воскресенье на Литургию, на праздники, говорила о том, что исповедоваться и причащаться нужно и объясняла почему. Он меня слушал, соглашался с моими доводами и даже подарил мне нательный крестик, но сам до церкви так и не дошел.

Внезапность смертельного диагноза и прогнозируемая близость его кончины изменили всё. И даже больше горя и сострадания с моей стороны был страх, что этот хороший человек может уйти в вечность нераскаянным, не вкусив Тела и Крови Христовых.

Стараясь изо всех сил помочь ему исповедоваться и причаститься, вдруг столкнулась с неожиданной для себя точкой зрения людей верующих.

«А надо ли уговаривать человека исповедаться и причаститься, если конец его уже, по всей видимости, близок, но он никогда не ходил в церковь и относился к вере с пренебрежением? Не будет ли это лукавством по отношению к вере и Богу?

И не будет ли это лукавством по отношению к этому человеку — ведь он свободной волей выбирал не верить и не ходить в храм в течение его жизни, а тут теперь такие активные меры с нашей стороны.

И не являются ли наши уговоры близких, лежащих на одре болезни, причаститься и исповедаться – всего лишь нашим самоуспокоением? Мол, МЫ такие хорошие, что все сделали для человека перед его отходом в вечность? Возможно, было бы честнее просто быть с человеком рядом без того, чтобы обязательно его «воцерковлять», пользуясь его положением? Ведь причастие и исповедь — автоматически — не приведут его к вере и упованию на Бога…»

Мнение священника

– Что значит уговаривать?! Предложить исповедоваться нужно каждому человеку, потому что может быть, что потом такую возможность уже не вернёшь. Это абсолютно необходимо! – говорит протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма во имя святителя Луки Крымского в Виннице. – Но если уговаривать – это предлагать и объяснять, а человек не очень воспринимает, то важно не перейти грань и не совершать психологического насилия. Так как человек может начать убегать не от Христа, а от нас.

Главный вопрос, по мнению батюшки, — как предложить. Может ли тот, кто предлагает исповедоваться, приоткрыть, что это крайне необходимо сделать, особенно, если человек смертельно болен. Что самому умирающему нужно осознать самого себя и пересмотреть свою жизнь.

– Очень важно, как предлагается, как мы человеку открываем Бога, – говорит о. Владимир. – Если будем говорить «это надо потому, что в аду будешь мучиться, и для этого ты должен прочитать три канона» – это ничего не сказать, а то и оттолкнуть человека. Это снизойти на бытовой уровень понятий о вере.

Отец Владимир рекомендует объяснить больному, что болезни, которые есть на земле и его болезнь, как частность, есть следствие того грехопадения первых людей, которые извратили этот мир, посеяли страдание. От этого страдания пришел избавить нас Господь, Христос пришёл как помощник и Спаситель. И больной может к Нему обратиться с надеждой на Его Милость.

– Если даже не личный грех является причиной болезни, как в Евангелии о слепорождённом, то болезнь иногда посылается как способ встречи человека с Богом. Поэтому необходимо человеку приоткрыть, что болезнь тоже есть часть его жизни, есть Промысел Божий, в котором сокрыто зерно пользы для него, – говорит о. Владимир.

Еще следует сказать: несмотря на то, что мы несем на себе несовершенство человеческой природы, и она проявляется и в болезнях, все-таки очень часто именно личные грехи являются причиной той или иной болезни.

– А поскольку грех, ошибки, в большинстве своём, есть причина болезни, то необходимо покаяние, которое дарует человеку прощение от Господа. А раз грех прощён, то проходит и наказание за грех. Поэтому много людей, которые исповедовались, чувствуют облегчение и чисто человеческое, и личностное, и духовное. А часто приходит и улучшение в течении болезни или даже выздоровление.

Однако, по мнению о. Владимира, не надо ориентировать человека лишь на возможность чуда исцеления после исповеди и причастия. Это не совсем верный подход.

– Чудо – это всегда исключение. А человеческая жизнь с ее болезнями – это тот Крест, который человек несет – говорит о. Владимир. – Но человек может получить совершенно иной взгляд на болезнь через исповедь, беседу со священником. И как следствие, проходят уныние и отчаяние, а больной приобретает оптимизм и надежду. Внутреннее перерождение через готовность идти к Богу, приняв Крест болезни, — может, в этом и заключается главное чудо.

Как разъяснить необходимость Таинств исповеди и Причастия умирающему, который никогда не ходил в церковь, относился к вере равнодушно или пренебрежительно? Рассказывает настоятель больничного храма во имя святителя Луки Крымского в Виннице протоиерей Владимир ТЮТЕНКО.

Винницкий храм во имя святителя Луки Крымского построен в 2004 году рядом с областным онкодиспансером, а до этого шесть лет действовал в коридоре районной больницы. За эти 16 лет у священников храма накопился огромный опыт окормления больных и умирающих. Сюда приходят многие, услышав страшный диагноз, здесь родственники больных обращаются к Богу, надеясь облегчить участь своих близких.

90% онкобольных исповедуются впервые в жизни

На протяжении многих лет священники и сестры милосердия храма сами поочередно обходят отделения онкодиспансера, чтобы духовно поддержать людей.

Каждую среду женщины храма приносят больным молитвословы и книги «Исповедь. Причастие. Пояснение» и говорят, что, если пациенты захотят, священник бесплатно придет их исповедовать и причастить. В беседах с больными приводят примеры из собственной жизни и опыта своих родных, отвечают на вопросы, которые люди нецерковные часто стесняются задать священнику.

По пятницам сестры милосердия приходят в онкодиспансер, чтобы поговорить с больными и уточнить, кто из них готов исповедоваться и причаститься. За эти два дня люди успели что-то прочитать, у них появились вопросы – они могут о чем-то переспросить, укрепиться в своем решении. А это еще один шаг к вере.

В субботу священники исповедуют и причащают пациентов онкодиспансера, так как в этот день хирургическая больница разгружена от манипуляций, лабораторных исследований и т.п. Есть возможность утром в спокойной обстановке совершить Таинство для большого количества людей.

Читайте также:  Простуда при беременности как сказывается на ребенке

– Мы приходим к тяжело больным, которые не могут ходить, причем 90% этих людей исповедуются впервые в жизни или впервые за многие годы. Каждую субботу мы причащаем около 6-12 больных, –рассказывает о. Владимир. – Для них впервые происходит осознанное переосмысление жизни, обретение веры и поддержки. И если у человека получается правильно воспринять и себя, и свою болезнь, то у него формируется правильный настрой на жизнь, на лечение, на борьбу с болезнью.

Как отмечает о. Владимир, после молитв, исповеди и Причастия многие люди чувствуют некоторое облегчение, умиротворение, и уже глазами веры воспринимают дальнейшее течение болезни, а в облегчении видят некоторую милость, которую совершает Господь, и это тоже рождает надежду на благополучный исход. А это – ступенечка на пути к дальнейшему возрастанию человека в вере и опыт, как у Господа обретать помощь и поддержку.

– Возвращаясь из больницы домой, человек уже Бога не оставляет. В этом есть обретение им спасения независимо от того, появятся ли через некоторое время метастазы или нет, и сколько он еще проживет, – говорит о. Владимир. – Человек обрел Бога. Обрел спасение – это то, главное служение, которое мы видим для себя.

Всегда нужно позвать священника. Хотя бы на беседу

За годы священства и окормления больницы о. Владимир Тютенко видел множество случаев действия Промысла Божьего, когда в болезни происходило духовное перерождение человека.

Вот сейчас умирает в онкодиспансере старик – человек сложной судьбы: несколько браков, которые распались, дети росли без отца. На старости он остался один из-за своего характера – склочного, нервного, раздражительного, гордого. Ни с кем не считался, и никто не мог с ним ужиться. Но сейчас он исповедовался и осознал свои ошибки.

– И перед лицом Божьим это теперь совершенно другой человек, человек, который сделал правильные выводы о том, как нужно жить и строить взаимоотношения со своими ближними. Человек, который принял своё одиночество как наказание за ошибки, примирился с самим собой, с родными и с Богом, – рассказывает о. Владимир. – Оказывается, это было глубинное духовное перерождение. Он уже давно шёл в своём внутреннем переосмыслении, и, слава Богу, что мы к нему пришли с исповедью – через неё он до конца разобрался в себе и в Боге нашёл успокоение. И это не одинокий случай. В подобные моменты священник особенно чувствует себя соучастником Промысла Божьего о спасении человека.

По мнению батюшки, мы часто видим в человеке его внешнюю сторону, а внутренняя жизнь, его душа, бывает закрыта. Поэтому всегда нужно позвать священника. Хоть на беседу:

– Когда человек открывается, ближний зачастую даже не подозревает, какая за этой скорлупкой, за этой личиной гусеницы скрывается красивая бабочка души!

Как отмечает о. Владимир, община храма во имя святителя Луки Крымского стала инициатором того, что священник приходит к больным. Но оказывается, что нередко люди годами уже шли к этой исповеди, они что-то исправили в своём характере, от чего-то отказались, и это уже был осознанный путь к Богу. Причём, даже ближние или знакомые не всегда могли замечать тот духовный процесс внутреннего преображения. Господь промыслительно ведёт каждого человека ко спасению, но не всегда мы это осознаем и принимаем.

Если больной не хочет исповедоваться…

Однако нередки случаи, когда человек и на смертном одре не готов переосмыслить свою жизнь – не видит за собой грехов, упорствует в своем неприятии Церкви, отказывается встретиться со священником.

– Если человек отказался исповедоваться и причаститься – это не только его проблема. Это еще и проблема того, кто предлагает, – говорит о. Владимир. – Значит, нужно помолиться. И если человек в твоем присутствии не увидел Христа, это тоже есть проблема духовной жизни верующего человека.

А бывает так, что нет пророка в своем отечестве – сложные стереотипные отношения, люди друг друга не слышат, присутствует определенный негативизм. Если не получается самому, следует попросить поговорить с больным кого-то другого, чьё мнение может оказаться значимым.

– Наше дело — беспокоиться о спасении. Не совершая насилия, не обольщая человека чудом. Единственно, что правильно, – это приоткрыть человеку величие Бога, человеческого достоинства. Нужно открыть Бога как идеал, как некую красоту, как любовь, и тогда человек, может быть, тоже начнет приоткрываться, – говорит о. Владимир. – К каждому возможно найти подход: кому-то нужны простые слова, кому-то более сложные образы – нужно чувствовать человека.

По мнению о. Владимира, важно понять, какой священник сможет лучше найти подход к определенному человеку. Не обязательно пригласить батюшку только на причастие, можно просто пригласить поговорить, если человек на это будет согласен.

– Многие пребывают в плену стереотипных установок, внешней сложившейся психологической, семейной и прочей жизни. Нужен иногда иной взгляд на те вещи, в которых человек уверен на 100%, что так и есть, – говорит о. Владимир. – И даже если кажется, что человек не способен к покаянию, он вдруг начинает видеть по-другому – запускается процесс внутреннего переосмысления. Как далеко он пойдет – Бог ведает, но даже то, что сделано – всегда благо.

Как отмечает о. Владимир, исповедь не будет автоматической, если священник не формально отнесется к человеку:

– Человеку нужно уделить внимание, узнать о его жизни и проблемах. Важно не только исповедовать грехи, но и дать подсказку, какие шаги нужно сделать, чтобы ощутить Божию помощь.

По мнению батюшки, если умирающий категорически против исповеди и причастия – это его выбор. Но те ближние, которые находятся рядом, все равно до последнего момента должны проявлять участие, в том числе и молитвой. И если верующий старался сделать все возможное, но у него не получилось довести человека до исповеди, то его, по крайней мере, не будет мучить совесть, что он ничего не сделал.

– Сейчас время такое, что храмы мы построили, а качество православной жизни страдает, даже внутри наших храмов, – говорит о. Владимир Тютенко. – Мы должны учиться эту жизнь строить – учиться проповедовать Христа и больным, и здоровым, а самим стремиться к качеству православной жизни и являть бескомпромиссную верность христианским идеалам.

источник

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник — живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же. Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».

источник

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Идти на причастие,если ангина?


В опросе приняли участие 60 пользователей.

Вопрос, совести хватит у вас не вести ребенка с герпесной ангиной или с любым другим заразным инфекционным заболеванием на причастие? Читать полностью
Все рецепты
Рецепты от Поваренок.ру
Салат «Оля-ля»
Этот салат я неоднократно ела в гостях у подруги Оли,
Подробнее »
Диетическая куриная ветчина
Диетическая куриная ветчина, или запеченный диетический .
Подробнее »
Хлеб «Обезьяний» с .
Бесподобный хлеб! С умопомрачительным ароматом и чудесным .
Подробнее »
Осетинские пироги
Человек, попробовавший осетинские пироги, не может .
Подробнее »

А у вас получается что причастие только для здоровых?

разве не для больных — приносит священник Святые Дары на дом?

К тому же. Вот у моих детей ангина и вирусный коньюктевит. В воскресенье пошла на службу сама. Потому что они больны — капризничают им тяжело. Они должны лежать и выздоравливать. Они не только в храме находятся, но и на подворье, с другими детьми. Был бы верх эгоизма с моей стороны тащить из на службу, утомлять, подвергать заразе других детей — пусть не в храме, но во дворе. Кому от этого легче?

Вместо этого я оставила детей на мужа, а сама молила Господа об их здравии. И помоголо, надо сказать!. Обошлось без осложнений, а не как обычно.

Рада за вас, что деткам полегче. Но в моем случае. — написала выше. Дочь у меня тоже очень в детстве болела много, было даже, что в туалет не могла выйти — слушала дышит или нет. До 12 лет на руках ее носила, потому что приступы ночью, а она спать хочет. Положешь — задыхается, вертикально держишь — дышит. Так в храм и носила, а с 12 лет, Слава Богу, стала петь на клиросе. Да и после источника праведной Анны у нас на 2 года затишье было. Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

Рада за вас, что деткам полегче. Но в моем случае. — написала выше. Дочь у меня тоже очень в детстве болела много, было даже, что в туалет не могла выйти — слушала дышит или нет. До 12 лет на руках ее носила, потому что приступы ночью, а она спать хочет. Положешь — задыхается, вертикально держишь — дышит. Так в храм и носила, а с 12 лет, Слава Богу, стала петь на клиросе. Да и после источника праведной Анны у нас на 2 года затишье было. Пусть ваши детки выздоравливают, а вам терпения и любви

А у вас получается что причастие только для здоровых?

разве не для больных — приносит священник Святые Дары на дом?

К тому же. Вот у моих детей ангина и вирусный коньюктевит. В воскресенье пошла на службу сама. Потому что они больны — капризничают им тяжело. Они должны лежать и выздоравливать. Они не только в храме находятся, но и на подворье, с другими детьми. Был бы верх эгоизма с моей стороны тащить из на службу, утомлять, подвергать заразе других детей — пусть не в храме, но во дворе. Кому от этого легче?

Вместо этого я оставила детей на мужа, а сама молила Господа об их здравии. И помоголо, надо сказать!. Обошлось без осложнений, а не как обычно.

Когда в нашем городе была чума — всех причащали, и как всегда батюшка последний. Это нам рассказывали на проповеди. У меня такой вопрос не возникает, есть у меня благословение на частое причастие по болезни и не раз уже падала температура в день причастия. А болезни даются нам совсем по другому поводу. И в библии написано о том как причащаются болящие и получают исцеление. А у вас получается что причастие только для здоровых?

источник

Простите, если увидели в моих словах агрессию.

Кстати, посмотрела Вашу информацию, а мы с Вами бывшие соседи! Вы, случайно, не 881 школу (физмат от МГИУ) заканчивали?


р.Б. Иоанн

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2336059
15.09.06 13:59

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Если я заболела, стоит ли мне воздерживаться от похода в храм, когда нет большой необходимости в посещении? «

Некорректно поставлен вопрос — нет такой ситуации в природе, чтобы не было «большой необходимости» в «посещении» Храма.

А так — зависит все-таки от рода болезни.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2336010
15.09.06 13:42

Ответ на #2335996 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мне очень жаль, Мария, что Вы так агрессивны. 🙁


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335996
15.09.06 13:37

Ответ на #2335826 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Елизавета, рада, что у Вас такой образцово-показательный храм. У нас не так, как видите, а со своим уставом. дальше помните? 🙂

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335826
15.09.06 12:49

Ответ на #2335359 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как смотрели — не важно, важно, что думали. А этого ни Вы ни я знать не можем. 🙁

Насчет детей наш Владыка категоричен. Говорит, если дети шумят (орут, либо бегают по храму), нужно выйти с ними на улицу, или успокоить. Вот так то!


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335359
15.09.06 10:35

Ответ на #2335326 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Взяла это с того, что я там присутствовала, а не Вы. И я видела, как люди на меня смотрят с сочувствием, а вовсе не с раздражением. Но у нас очень маленький храм, все всех знают, возможно это сыграло роль. . Мне по Вашей логике и на работу не надо было ходить, ведь и сотрудникам, наверно, сложно было порой сосредотачиваться, когда у меня случался очередной приступ.

А меня, например, невероятно отвлекали раньше маленькие дети. У нас есть одна дамочка с двумя крохами — эти крохи производят столько шума, что я первое время, признаться, с трудом сдерживалась, чтобы не высказать ей, что с такими маленькими наверно стОит повременить ходить в храм, пока они не поймут, что нельзя во время службы громко кричать и двигать стульчики с грохотом. На них даже батюшка во время службы иногда оборачивается, на особо громкие звуки. И что, с маленькими несмышленышами тоже не ходить? Всегда что-то или кто-то производит шум — это неизбежно, имхо.


Виктор Судариков

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335352
15.09.06 10:32

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Лучше не искушать окружающих и не ходить и не разболеться самому. Тем более если ребенок нездоровый пойдет — он может «добавить» по пути в храм.
Если болезнь серьезная и длительная — лучше попросить причастить на дому.
В.С.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335326
15.09.06 10:21

Ответ на #2335257 | Мария В православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сочувствую Вам.
Только с чего Вы взяли, что соратники по храму терпели Ваши хлюпы, сипы и кашли мужественно?
Подумайте, сколько людей в этот момент отвлеклись от молитвы на издаваемые Вами звуки? Сколько людей мнительных, которые боятся заразиться, стояли и думали, что заразятся от Вас, ведь не все же знают, что Вы в тот момент были не заразны?
Как говорят священники и Ваша молитва идет во вред Вам в тот момент, когда Вы пусть даже невольно вводите в искушение людей.


Мария В

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2335257
15.09.06 09:59

Ответ на #2332969 | Е. Лиза православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

У меня был период в жизни, когда я в течении нескольких лет боролась с бронхитом и в итоге астмой одновременно. Была, соответственно, незаразная, но думаю приятного в нахождении рядом с беспрерывно хлюпающей, сипящей, кашляющей и в целом задыхающейся мной было мало. Прекрасно понимаю, что это неприятно окружающим, но, войдите в мое положение, что же мне теперь надо было все это время в церковь не ходить, а я и так не так часто, как хотелось бы, ходила, потому что просто не была в состоянии? :(. Когда совсем плохо становилось — выходила наружу и решала свои сопливо-кашельные вопросы там. Соратники по храму мужественно терпели мои хлюпы, сипы и кашли, за что я им всем благодарна.

Е. Лиза

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2332969
14.09.06 14:32

Ответ на #2301531 | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На мой взгляд, больному человеку, тем более заразному, лучше сидеть дома и лечиться. Если уж только болезнь страшная (не дай Бог), пригласить священика на дом для исповеди и причастия.

А как неприятно стоять в храме, когда рядом с тобой кто-нибудь хлюпает носом, беспрестанно сморкаясь или кашляет! Лично я уже о молитве думать не могу. (Слаба наверное верой :))
Мне кажется, что люди с простудными симптомами если не заразят кого-то, то уж во искушение точно введут.

Марина С З

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2301531
03.09.06 16:11

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благодарю вас всех за отклики! Простите, отвечаю всем сразу (как всегда). Мне приходилось слышать (в воскресной школе для взрослых), что от святыни не заражаются, что в истории Церкви причащали из общей Чаши и здоровых, и больных (даже чумой). Читала такой случай, как больной бешенством выплюнул просфору, а христианин подобрал (не помню его имя, но оно было названо, какой-то известный подвижник) и не заболел. Но мое предположение, что в воздухе храма не могут жить микробы, так как не могут жить на святыне, пока подтверждений не нашло. Хотя я думаю, что в этом есть смысл.
У меня бывает простуда без кашля и чихания, даже без насморка (что-то вроде фарингита). Тогда заражение может произойти через воздух. Если иду в храм, встаю на улице метрах в полутора перед открытой дверью. Но там тоже люди ходят, и беременные, и дети, и грудных тоже носят. И они не только проходят, но и находиться там могут какое-то время. Я стараюсь соблюдать хоть какую-то дистанцию (хотя бы метра в 1,5), но не всегда получается. Выглядит это как-то странно – человек шарахается от других. Хорошо было бы еще узнать мнение специалистов в области медицины.
Кстати, читала, что основной способ заражения – через руки больного насморком, когда оба человека склонны прикасаться к носу.

Марина С З

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2301529
03.09.06 16:11

Ответ на #2296137 | Наталия Д.О. православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ЗДравствуйте, Наталия! В начале мой вопрос и вся тема звучали несколько по-другому (там было непонятно, что вопрос именно об опасности заражения), и первые ответы были написаны до изменения темы. Действительно, очень тяжело отказаться от посещения храма в тот день, когда привык ходить. Думаю, что человек все-таки приходит в храм для богообщения, а не для того, чтобы исцелиться от болезни. Некоторые и не знают, как именно происходит заражение. Я вот раньше не задумывалась о том, что могу кого-то заразить. А простуду считала чем-то вроде повреждения от переохлаждения, а не инфекцией. Только когда прочитала об этом, узнала.

Наталия Д.О.

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2296137
01.09.06 12:59

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Заранее прошу прощение за мою категоричность.Просто, прочитав сообщения по данной теме,сильно возмутилась.Мой сын заболел ветрянкой в 14 лет.В очень тяжелой форме,получил жуткое осложнение и даже 3 года был «на инвалидности».И если кто-то,чтобы выздороветь самому,идет в храм и при этом заражает других,то это,ну очень «по-православному».
Мою родную сестру крестили,когда ей не было еще 1 месяца.Нагрешить она вряд ли успела.То ли воду холодную налили,то ли сквозняки были,но на следующий день она заболела(пневмония) и через несколько дней умерла.
Неоднократно после посещения храма у меня на губах появлялся герпес(после прикладывания к иконам).
Только не надо во всех этих примерах видеть мистику или говорить,что без воли Божьей ни один волос с головы не упадет.Все это уже слышали.Но в мире существуют еще физические законы,которые Бог не отменял(хотя некоторые тут пытаются отменить,не ставя даже Бога в известность).
А Вы задумывались,почему детей(особенно грудничков) в 1-ю очередь пропускают к причастию?Наверное,не из-за уважения к их возрасту.А потому что иммунитет детей намного слабее,чем у взрослых.
А когда священник подходит к иконе,чтобы приложиться,тут же «из-под земли» появляется бабушка с тряпочкой и тщательно протирает икону.Священник,думаю,тоже не хочет подцепить какую-нибудь заразу.На Бога надейся,а сам не плошай.


Юлия Пушинкина

православный христианин

Тема: #63195
Сообщение: #2290102
30.08.06 17:21

Ответ автору темы | Марина С З православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Воздушно-капельным путем наверное можно заразить.

В эту вечерню на Успение видела женщину, приведшую двоих детей со следами от ветрянки. Вот такого православия мне не понять, я в страхе отбежала на другую половину, но сколько я простояла рядом с ними неизвестно (не смотрела по сторонам) , а ведь иммунитета к таким заболеваниям у меня нет. Ну ладно я, а если какая беременная подцепит ветрянку, да еще и на раннем сроке беременности, последствия могут быть самыми ужасными. У меня крестник всего два часа провел с ветряночным ребенком (родители привели больного мальчика в детский сад, через два его забрал дедушка) и заразился.

24 ноября 2019 в 16:28 — Андрей Бузик
Aлекcандр Bacильевич Cувоpов (24 нoябpя 1730 — 18 мaя 1800) – Bеликий руccкий полковoдец, oснoвoпoлoжник Oтечеcтвеннoй военнoй теоpии, Нaциoнальный Геpoй Poccии. Генерaлиccимус (1799), . читать далее »

23 ноября 2019 в 16:24 — Андрей Бузик
Страдание святых мучеников Виктора и Стефаниды В царствование Римского императора Антонина1, под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор . читать далее »

22 ноября 2019 в 18:38 — Андрей Рыбак
А Вы не хотите узнать, кто прислал эти продукты Когда у одной бедной женщины не хватило денег даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о . читать далее »

22 ноября 2019 в 14:50 — Андрей Рыбак
Семья Внешний управляющий сигнал. Как в РФ проводятся реформы Известные педагоги Ирина Медведева и Татьяна Шишова комментируют самые важные аспекты текущего момента и отвечают на вопросы в прямом . читать далее »

21 ноября 2019 в 22:58 — Андрей Рыбак
На случай конца света: Microsoft спрячет данные сервиса GitHub в заброшенной шахте На случай конца света: Microsoft спрячет данные сервиса GitHub в заброшенной шахте читать далее »

21 ноября 2019 в 16:37 — Андрей Рыбак
Алексей Архиповский Корейский гений гитары смотрит русского гения балалайки !! Алексей Архиповский читать далее »

20 ноября 2019 в 14:04 — Андрей Рыбак
праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных Один раз в году 21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, все православные люди, в один . читать далее »

19 ноября 2019 в 18:24 — Андрей Рыбак
Архангел Гавриил Акафист Архангелу Божию Гавриилу Конда́к 1. Избра́нный Бо́гом от все́х Небе́сных Си́л послужи́ти предве́чной та́йне спасе́ния . читать далее »

19 ноября 2019 в 10:28 — Андрей Рыбак
Формирование электронного правительства Ольга Четверикова. «Они стирают нашу память» читать далее »

18 ноября 2019 в 20:17 — Андрей Рыбак
Братья наши меньшие. Братья наши меньшие. читать далее »

Страх одиночества назван главной преградой для путешествий без попутчика. Страх одиночества заставляет туристов брать с собой в поездку группу поддержки путешествовать с семьей и друзьями. Такой . читать далее »

Черноморская регата . Юбилей под занавес парусного сезона. 24-28 ноября в акватории парусного центра ФГБУ Юг Спорт пройдут гонки чемпионата России в международных классах яхт читать далее »

24 ноября 2019 в 15:45 — Андрей Бузик
12 ноября по старому стилю / 25 ноября по новому стилю понедельник Седмица 24-я по Пятидесятнице (ев. чтения 26-й седмицы). День постный. Пища с растительным маслом. Пророка Ахии. (960 г. до Р. . читать далее »

23 ноября 2019 в 10:21 — Андрей Рыбак
Макалу (8463 м) Восхождение на Макалу. Дни перед штурмом http://www.climbing.ru/forum/all_1/topic_5460 читать далее »

22 ноября 2019 в 17:20 — Андрей Рыбак
Билборд в Екатеринбурге Сергий Алиев: Родной дед Сергея Шнурова встает на защиту Отечества! В Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге 22 ноября стартовала рекламная компания, «лицом» которой стал . читать далее »

22 ноября 2019 в 14:37 — Андрей Рыбак
Молочко геноцида. Пальмовое масло — в РФ везут рекордный объем рака и смерти Молочко геноцида. Пальмовое масло — в РФ везут рекордный объем рака и смерти читать далее »

21 ноября 2019 в 20:16 — Андрей Рыбак
Вкусные и тонкие блинчики на кефире ОЧЕНЬ ВКУСНЫЕ тонкие блинчики на кефире! Самый удачный и простой рецепт очень вкусных, мягких, нежных блинов в дырочку:) Замечательно подходят как со сладкими, так . читать далее »

21 ноября 2019 в 12:46 — Андрей Рыбак
Монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Под покровом Богородицы Поездка в женский монастырь в честь Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Екатеринбургской епархии. Для . читать далее »

20 ноября 2019 в 01:02 — Андрей Рыбак
Удивительная страна, где нет безработицы, бездомных и нищих Удивительная страна, где нет безработицы, бездомных и нищих читать далее »

19 ноября 2019 в 16:05 — Андрей Бузик
Религиозное воспитание детей. Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек . читать далее »

19 ноября 2019 в 10:15 — Андрей Рыбак
Небесная Обитель От недосказанности и недопонимание Милость во оправдание ветхое, милость по гуманизму и милость от сострадания, от сердца по любви Божией и ради любви Божией, различны как земля и . читать далее »

18 ноября 2019 в 17:37 — Андрей Рыбак
Диакон Андрей Кураев Андрей Кураев: «Вселенная будет закрыта» читать далее »

Высокогорный фридайвинг в Непале. Высокогорный фридайвинг в Непале (озеро Thonak tsо, 4834 м над уровнем моря). Погружение с переменным весом (VWT) 22 октября 2019 года. читать далее »

Поистине драматичной можно назвать развязку гонки на второй трассе у женщин, соревновавшихся сегодня на первом в сезоне этапе Кубка мира в слаломе. Выиграла соревнования американка Микаэла Шиффрин, но . читать далее »

23 ноября 2019 в 19:58 — Андрей Рыбак
митрополит Иерофей (Влахос). Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). «Персонализм и лицо» В сентябре 2009 года ПСТГУ посетил митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), член Священного Синода . читать далее »

22 ноября 2019 в 18:45 — Андрей Рыбак
Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет . читать далее »

22 ноября 2019 в 16:27 — Андрей Бузик
Горный Алтай: К истокам белых вод Горный Алтай — одно из самых красивых и мистических мест планеты. Значительная его часть лежит на территории Монголии, однако даже тот кусочек, который находится в . читать далее »

22 ноября 2019 в 10:14 — Андрей Рыбак
Кроткие и смиренные наследуют землю Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Иконы Божией Матери «Скоропослушница». Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; . читать далее »

21 ноября 2019 в 17:54 — Андрей Рыбак
Алексей Архиповский Алексей Архиповский — Прелесть Музыка: Алексей Архиповский — «Прелесть» Видео: х/ф «Девочка и лисёнок» читать далее »

20 ноября 2019 в 16:44 — Андрей Бузик
Есть в глубинке России удивительное место подвига Иисусовой молитвы. Обитель веры в Бога и любви ко всем приходящим людям. Духовник Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери . читать далее »

19 ноября 2019 в 18:29 — Андрей Рыбак
насколько Россия конкурентоспособна в сфере высоких технологий? Управлять Россией будет искусственный интеллект. И Путин? насколько Россия конкурентоспособна в сфере высоких технологий? Может ли . читать далее »

19 ноября 2019 в 12:31 — Андрей Рыбак
Закон сохранения Личности Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: . читать далее »

18 ноября 2019 в 22:02 — Андрей Рыбак
Василий Поленов Гениальный не гений Грандиозная выставка Василия Поленова в Третьяковской галерее «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Василий . читать далее »

18 ноября 2019 в 16:21 — Андрей Бузик
Блаженнейший Митрополит Онуфрий 20 главных духовных советов Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: Ангел хранитель радуется нашим добрым делам и печалиться, когда мы совершаем злое. Мы должны стараться . читать далее »

Ламповая встреча зимы на ежегодной Радиалке. Приглашаем на традиционный зимний старт! Новые дистанции, теплая ночевка, баня и конечно же наша традиционная ламповая атмосфера) обсуждение и движуха . читать далее »

В Москве 23 ноября стартовал чемпионат России по скалолазанию в дисциплине «многоборье». В олимпийском виде за награды решили побороться 29 женщин и 38 мужчин. В первый день прошла квалификация, по . читать далее »

источник