Меню Рубрики

Можно ли поститься при простуде

Пост требует строгого воздержания в пище, особенно весенний перед Пасхой. Однако некоторым людям пост можно ограничить или вообще не соблюдать, поэтому многих людей волнует вопрос, кому можно не соблюдать пост в православии?

Вот что по этому поводу пишут священники.

В церкви не существует запретов на пост. Есть общие правила, согласно которым рекомендуется ограничивать себя в пище и они касаются всех сильных, крепких и здоровых людей.

В году существует 4 поста. В рождественский пост можно есть рыбу и морепродукты всем, кто постится, в успенский пост можно употреблять рыбу в праздничные дни, кроме среды и пятницы.

Даже в Великий пост – самый строгий и самый длинный можно есть рыбу в Благовещение и на Вербное воскресенье. Эти правила касаются всех, кто не имеет ограничений по здоровью.

Нарушать пост можно детям, беременным женщинам, военным, путешественникам и тем, кто страдает тяжёлыми заболеваниями или занимается тяжёлой физической работой. Нельзя поститься и кормящим мамам, так как их молоко может пропасть.

В некоторых случаях стоит посоветоваться со священником, можно ли вам делать ограничения в пище или нет. Не стоит поститься ослабленным и пожилым людям.

Главная цель поста – укрощение животной природы и страстей в теле организма. Поэтому во время поста требуется особое воздержание. Даже если человек пишет иконы, некоторое время ему требуется соблюдение поста. Только в этом случае он сможет проникнуться духовным образом и написать икону так, как надо, чтобы она получилась проникновенной.

Пост делается и для очищения тела, избавления от лишнего веса, и не стоит думать, что священники против того, что пост используется в качестве диеты. Ведь доказано, что неправильное питание и злоупотребление тяжелой и калорийной пищей может спровоцировать множество разных заболеваний, которые выражаются в раздражительности, скандальности, которая никак не располагает к духовным размышлениям.

Поэтому тем, кто страдает избытком жизненных сил обязательно требуется соблюдение поста. Но это не относится к слабым людям, страдающим многочисленными заболеваниями организма или беременным женщинам.

Строгий пост соблюдают монахи пожизненно и не едят мясо вообще. Священники не рекомендуют без уважительной причины нарушать пост.

Однако есть заболевания и состояния, при которых не рекомендуется нарушать режим питания, предписанный врачом, и отказываться мясных блюд во время поста.

Точно назвать спектр таких болезней нельзя. Даже при инфекционных воспалительных заболеваниях и осложнённой простуде можно нарушать пост.

Но есть болезни, во время которых можно нарушать пост. К ним относятся:

  • любые формы онкологии;
  • при гастрите и воспалительных заболеваниях кишечника, желудка;
  • во время беременности;
  • при лактации;
  • при женских заболеваниях и операциях, сопровождающихся большими кровопотерями;
  • при анемии, ранениях и потери крови;
  • если обостряется гипертония;
  • в наличии есть сахарный диабет;
  • при анорексии;
  • болезнях печени;
  • после тяжелых перенесённых заболеваний;
  • при туберкулёзе;
  • СПИДе;
  • воспалениях лёгких;
  • тяжёлых простудах и бронхитах, гриппе, особенно у детей, ослабленных или пожилых людей;
  • при любых нарушениях обмена веществ.

В таких случаях болезнь оценивается как пост и воздержание, поэтому людям при таких состояниях ни в коем случае нельзя нарушать диету и уклоняться от рекомендаций специалистов.

Военным пост полностью соблюдать не рекомендуется. Особенно тем, кто воюет в горячих точках и вынужден долгое время оставаться без еды.

В остальных случаях отставным военным и тем, кто выполняет свой гражданский долг вне боевых действий, не стоит слишком ограничивать пост. Особенно если человек чувствует избыток энергии и ведёт себя агрессивно.

Путешествующим людям не стоит соблюдать пост, особенно если они вынуждены долгое время обходиться без питания. Например, исследователям, гидрологам и тем, кто вынужден долгое время обходиться без еды и которым просто необходимо калорийное питание.

Послабления в пост могут быть у подростков и тех, кто занимается работой с повышенной нагрузкой. Иногда пост разрешается ослабить тем, кто пережил тяжёлое горе, страдает психическими заболеваниями, особенно связанными с анорексией и потерей аппетита.

Если такой человек падает в обморок, то ему необходимо восстанавливать силы. Таким ослабленным физически людям разрешается не только употреблять рыбу, молоко и морепродукты в пост, но и даже мясо.

В некоторых случаях наместники монастырей заставляют ослабленных монахов употреблять мясо и молочные продукты. Такая терапия полезна и тем, кто слишком гордится своей праведностью и переусердствует в вере.

Детям до 7 лет не стоит соблюдать пост, так как растущему организму постоянно требуются витамины и белки.

Однако, если ребёнок здоров или страдает лишним весом, пост соблюдать ему необходимо наравне со взрослыми.

Однако в некоторое время допускаются послабления поста, об этом лучше посоветоваться со священником.

В первую очередь пост противопоказан ослабленным, больным людям, беременным женщинам и кормящим матерям. Не стоит соблюдать пост людям с диабетом, онкологией и истощением жизненных сил, в том числе и тем, кто страдает анорексией и нарушениями обмена веществ.

В остальных случаях пост ослабляется или прекращается по совету со священником. Главное в такой ситуации прислушиваться к организму.

источник

Наступил священный Рамадан — месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 18—20 часов, особенно в летом, — серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.

Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении — не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья — для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.

источник

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вмененного Аллахом каждому верующему в Коране. Какая же польза уразы с точки зрения медицины? Как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и.

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вмененного Аллахом каждому верующему в Коране. Какая же польза уразы с точки зрения медицины?

Как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже, либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности.
Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это сахарный диабет. Не советуют воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.
Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.
По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.
Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Всю жидкость выпивать в один приём после ифтара не следует, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.
Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.
Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.
Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?
За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.
Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки — они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.
И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?
Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание.

Читайте также:  Педиатр комаровский лечение простуды у детей

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.
После поста к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:«. ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).
Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

источник

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней]». (сура Аль-Бакара: 184)

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма» пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидьяэто искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

источник

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Если участие в посте будет слишком трудным для того, кто болен, то лучше для него не поститься, и восполнить дни, которые он не постился позже. Для него мустахаб не поститься, если это слишком трудно для него.

    Свидетельства для этого следующие:

    1 — Ахмад (5832) рассказывал, что Ибн ‘Умар, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: «Аллах любит, чтобы его уступки были приняты также, как Он ненавидит действия неповиновения. » Шейх Албани подтвердил достоверность данного хадиса в Ирва аль Галил, 564.

    2 – Аль Бухари (6786) и Муслим (2327) передали, что Аиша (да будет Аллах доволен ею ), сказала: «Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если это был грех, он держался от этого дальше, чем все остальные люди.»

    Передано Бухари, 3560; Муслимом, 2327.

    Аль Навави (да будет ему милость Аллаха ), сказал:

    Это указывает на то, что это — мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.

    Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах ), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: «Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются.. «

    Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Галил, 564.

    Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.

    Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.

    Аль Куртуби (2/276) сказал: Это — мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это.

    1 — он не способен поститься вообще, так что он должен прервать свой пост, и для него необязательно поститься.

    2 — если он способен к посту, но это причинит ему вред и составит трудность для него. В этом случае для него мустахаб прервать свой пост; в этом случае только неосведомленный человек постился бы.

    Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Мугни (4/404): Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух.

    Читайте также:  Дыши от простуды спрей цена

    Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Шарх аль Мумти (6/356):

    Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред. Аллах говорит (смысловой перевод):

    См. также вопрос Номер 1319.

    А Аллах знает лучше.
    Ислам Q*A
    ———————————————————————-
    Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост
    Вопрос номер:

    Какова болезнь, которая разрешает постящемуся прервать свой пост? Допустимо ли прервать пост по причине любой болезни, даже если это, что- то незначительное?

    Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение , что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.

    Что подразумевается под серьезной болезнью:

    1- болезнь будет осложнена из-за поста

    2- процесс выздоровления осложнится из-за поста

    3- пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления

    4-ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.

    Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха ), сказал в Аль Мугни (4/403):

    Вид болезни, при которой разрешается прервать пост — интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется.

    Ахмад сказал: «Когда больной человек может прервать свой пост? «Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки?

    «Здоровый человек, который боится, что он может заболеть из-за поста или тот, кто боиться, что его болезнь может ухудшиться, им обоим разрешают прервать пост, потому что больному человеку разрешают прервать пост из-за опасения, что его пост осложнит болезнь и она будет длиться дольше, и опасение, что участие в посте вызовет болезнь»: сказал Aл -Навави в Аль Маджмуa, 6/261:

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Вопрос:
    Мне шестнадцать лет и последние пять лет я прохожу лечение в больнице. В месяц рамадан прошлого года доктор приказал сделать мне внутривенное вливание лечебного препарата химического происхождения. Лекарство оказалось мощным и сильно повлияло на желудок, а также на весь организм в тот же самый день, когда его ввели мне, а я в это время соблюдал пост. Я почувствовал страшный голод и жестоко мучался с самого утра в течение семи часов. Я чуть не умер, но не разговелся до призыва на вечернюю молитву. В рамадан этого года, если будет на то воля Аллаха, доктор опять прикажет сделать мне такую же инъекцию. Следует ли мне разговеться в этот день или нет? Если же я не буду разговляться в этот день, то должен ли я его возместить? Считается ли взятие крови из вены розговеньем или нет, как и примененное в отношении меня лекарство?

    Ответ:
    В месяц рамадан розговенье для больного считается законным, если пост вредит ему, если он тяжело переносит его, либо нуждается в лечении в дневное время различными таблетками, микстурами и т.п., которые принимаются как еда и питьё, поскольку Всемогущий Аллах сказал: «. но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней. » По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. » В другой версии сказано: «И угодно Ему соблюдение Его намерений.»
    Что же касается взятия крови из вены на анализ или с какой-либо иной целью, то истина состоит в том, что это не нарушает поста. В том же случае, если кровь берётся в большом количестве, то рекомендуется перенести это на ночное время. Если же это делается в дневное время, то следует возместить этот день из-за сходства с кровопусканием.
    Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

    Вопрос:
    У одной женщины началось психическое заболевание, которое сопровождалось повышенной температурой и нервным расстройством, а также другими опасными симптомами. В результате этого она не соблюдала пост в течение почти четырёх лет. Должна ли она в такой ситуации совершить возместительный пост или же нет? Каким будет суждение шариата в отношении её?

    Ответ:
    Если она прекратила поститься по причине отсутствия у неё физических сил для этого, то ей следует относиться пропущенные ею дни месяцев рамадан за все четыре года, если она способна на это. Всевышний Аллах сказал: «Но, если кто поражен недугом, или путешествует, тот да постится то же число других дней, Аллаху угодно даровать вам облегчение, а не бремя для вас, дабы вы могли выполнить положенное число дней, и дабы вы возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас, и дабы были благодарны.» Если же болезнь этой женщины неизлечима, а неспособность совершать пост пожизненна на основании официального заключения медиков, то за каждый день пропущенного ею поста она должна накормить нуждающегося из расчёта предоставления ему половины саа пшеницы, фиников, риса или любой другой обычной пищи, которую едят её родственники у себя дома. Таким образом, она должна поступить так же, как престарелый мужчина или старая женщина, для которых пост изнурителен и очень труден. Совершать возместительный пост ей не требуется.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Вопрос:
    Моей дочери тридцать лет, и у неё есть дети. Вот уже четырнадцать лет она страдает от психического заболевания. В прошлом периоды ухудшения её состояния чередовались с периодами улучшения, но в последний раз период ухудшения необычно затянулся, и она пребывает в ненормальном состоянии вот уже почти три месяца. Совершать должным образом молитву и омовение она может сейчас только с чужой помощью, когда ей постоянно подсказывают как и сколько молиться. Сейчас, когда наступил благословенный месяц рамадан, она смогла соблюсти пост только в течение одного дня, да и то неподобающим образом. В другие же дни она вообще не постилась. Наставьте меня в этом вопросе, и да вознаградит вас Аллах! Что мне следует предпринять, и что должна сделать она сама, учитывая, что я являюсь её попечителем?

    Ответ:
    Если её состояние действительно такое, как ты рассказал, то она не должна ни поститься, ни совершать молитву. Пока она не должна также ничего возмещать. Твоя же обязанность состоит только в том, чтобы опекать её, поскольку ты отвечаешь за неё. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству. » /Хадис/. Если на некоторое время она придёт в нормальное состояние, то она обязана совершить молитву именно в период улучшения. Если улучшение её состояния произойдёт в один или несколько дней месяца рамадан, то ей следует соблюдать, пост именно в период улучшения и только.

    Постоянный комитет по изданию фетв

    Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:
    1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз — да помилует его Аллах
    2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин — да помилует его Аллах
    3 – Абдулла бин Джибрин

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Ответ:
    Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжёлой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний сказал: «. а для тех, кто может соблюдать пост лишь с большим затруднением, положено искупление — кормление бедняка.» Ибн Аббас — да будет Аллах доволен им и его отцом! — сказал: «Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста.» /Об этом рассказал ал-Бухари/.
    Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину саа обычной для данной местности пищи. Если же у неё нет на это средств, то от неё ничего не требуется. Если ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо неё, то это будет благодеянием с твоей стороны. И Аллаху угодны люди, творящие добрые добрые дела.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • О.: Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Please Login or Register to see this Hidden Content

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    У меня сильная зубная боль во время Рамадана, могу ли я принимать лекарства во время поста?

    Сильная боль является основанием для прерывания поста в Рамадан, особенно если пост приведет к ухудшению самочувствия. Поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы прервать пост для получения лечения и можно пить и есть для устранения боли. Но позже, следует восполнить пропущенные дни, после завершения Рамадана, потому что Аллах сказал (перевод смысла):

    «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

    В al-Jawharah al-Nubayrah (Hanafi) (1/142) сказано: Больному допустимо прервать пост, если пост ухудшит самочувствие или увеличит боль в глазах или голове»

    25) В случае болезни, которая доставляет человеку чувство недомогания, он может не поститься. Основанием этому служит аят: «. а кто болен или в пути, то — число других дней. «. (Аль-Бак’ара, 2:185). Но если болезнь не серьезная, например как легкий кашель или головная боль, то это не причина для прерывания поста.

    Если есть медицинское подтверждание или человек знает, исходя из своего личного опыта, или он уверен, что пост усугубит его болезнь, либо замедлит выздоровление, то ему позволено не поститься. Более того, поста для него становится нежелательным (макрух). Если человек серьезно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что принимается в усмотрение только состояние больного на текущий момент.

    (26) Если пост вызывает у человека потерю сознания, то он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатаауа, 25/217). Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед маг’риб (вечерней молитвой) или после него, то его пост тем не менее — имеет силу, при условии, что он постился утром. Если он пребывал без сознания между фяджр (утреняя молитва) и маг’риб, тогда, согласно мнению большинства ученых, его пост не имеет силу. Большинство ученых считают, что человек, потерявший сознание, обязан восполнить пост позже, вне зависимости от того, сколько он пробыл без сознания. (Аль-муг’ни ма’а аш-шарх аль-Кабиир, 1/412,3/32, Аль-маусуу‘а аль-Фик‘хиййа аль-Кууайтиййа, 5/268). Некоторые ученые вынесли фатву о том, что человек, который потерял сознание или принимал снотворное, или находился под общей анестезией, в соответствии с курсом лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул. Если же он пребывал без сознания более трех дней, то он не должен восполнять пост, потому что рассматривается как потерявший разум. (из устных фатв Абду-ль-’Азииза ибн Бааза).

    (27) Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или некоторые из его органов могут понести непоправимый вред, и это серьезно, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни — обязательно. Но не позволяется прерывать свой пост из-за малого неудобства или из-за чувства усталости, либо из страха перед воображаемыми болезнями. Людям, работающим на физически тяжелых работах, не позволено прекращать свой пост, и они должны ночью формировать намерение поститься на следующий день. Если они не могут прекратить работы и опасаются какого-либо увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, либо они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже. Работники на физически тяжелых работах, таких как работа с топками и плавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамад’аан, или даже взять неоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, то они им следует искать другую работу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности. «А кто боится Аллааха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает». (Аль-Талак‘, 65:2-3) (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа‘има, 10/233,235).

    Экзамены студентов не являются причиной прерывания поста во время Рамад’аана, и не позволяется подчиняться родителям, прерывая пост из-за экзаменов, потому что нет подчинения творениям, если это приводит к неподчинению Творцу. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/241).
    (28) Больной, который надеется выздороветь, должен ждать пока ему не станет лучше, затем он должен восполнить пропущенное. Просто накормить бедняка — недостаточно. Страдающий хроническим заболеванием и не имеющий надежды на выздоровление, а также престарелые люди, которые не в силах поститься, должны накормить бедняка половиной са’а (мера объема) от распространенной в их местности еды за каждый пропущенный день. (половина са’ приблизительно равна полтора килограммам какой-либо крупы).
    Разрешается сделать это единовременно, в один день в конце Рамад’аана, или кормить одного бедняка каждый день.
    Если больной не постится в Рамад’аан, ожидая выздоровления, чтобы восполнить пост позже, а затем обнаруживает, что его болезнь — хроническая, то он должен накормить бедняка за каждый пропущенный день. (из фатвы Ибн ‘Усаймиина). Если человек ожидает выздоровления от болезни и надеется поправиться, но потом умирает, то ни за ним, ни за его родственниками не существует никакого «долга». Если болезнь считается хронической так, что человек не постится и кормит бедных, но затем современная медицина находит средство излечения его болезни, используя которое, он поправляется, то такой человек не должен восполнять пост, который он пропустил, потому что он делал то, что должен был делать в тот момент. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/195).

    (29) Если человек болен, затем выздоравливает и в состоянии восполнить пропущенные дни, но не делает этого, потому что затем умирает, то необходимо взять деньги из его имущества для кормления бедных за каждый день пропуска. Если кто-то из его родственников желает поститься за него, то это допустимо, потому что было передано в ?ахиихе, что посланник Аллааха (мир ему и благословение Аллааха) сказал: «Кто умирает, задолжав некоторые дни поста, пусть его родные постятся за него». (из Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, раздел Дау’а, 806).

    Читайте также:  Современные средства лечения простуды у ребенка

    Шейкх Мухаммад Салих Аль-Мунаджжид
    «Ас-?ыйаам»

    источник

    В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

    Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

    Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

    Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат

    «О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

    Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

    Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

    «Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

    Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

    «Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

    Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

    Не вредит ли пост здоровью?

    Старец Амвросий наставлял:

    «Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

    Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

    «А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

    И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

    Нужно ли поститься больным?

    Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

    «Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

    – Начните поститься, и все пройдет.

    – А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

    – Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

    И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

    Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

    «Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

    Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

    Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

    Старцы Оптинские не давали общих рекомендаций для всех больных, а советовали действовать с рассуждением, сообразуясь с телесными силами и особенностями заболеваний каждого.

    Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

    «Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

    Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

    Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

    «Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

    Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

    Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

    «Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

    Как быть, если постной пищей не наедаешься?

    Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

    «Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

    Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

    «Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

    Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

    «Объястливые уста – свиное корыто».

    Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

    Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

    В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

    «Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

    «Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

    Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

    – Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

    – Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

    Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

    Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

    Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

    «Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

    Если пост кажется ненужным, излишним

    Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

    «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

    О воздержании и трех степенях сытости

    Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

    «Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

    О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

    «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

    Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

    Если нарушил пост по невнимательности

    Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

    Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

    «Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

    Если нарушил пост по недостатку силы воли

    Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

    «Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

    Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

    «Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

    О неумеренном, неблагоразумном посте

    Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

    «А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

    Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

    Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

    Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

    «Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

    Старец Варсонофий также напоминал:

    «Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

    Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

    «Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

    А старец Никон метко и коротко замечал:

    «“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

    Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

    Преподобный Амвросий учил:

    «Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

    источник