Меню Рубрики

Алгоритм сестринской помощи при ларингоспазме

Этапы Обоснование
1. Взять ребенка на руки Создание чувства защищенности.
2. Создать доминантный очаг возбуждения в мозге путем раздражения рецепторов: Ø слизистой оболочки носа (подуть в нос, поднести нашатырный спирт); Ø кожи (лицо и тело ребенка побрызгать холодной водой, похлопать по ягодицам); Ø вестибулярного анализатора (встряхнуть ребенка, изменить положение тела); Ø шпателем нажать на корень языка. Рефлекторное снятие спазма.
3. При остановке сердца провести непрямой массаж сердца Реанимационное мероприятие.
4. Создать спокойную обстановку Незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ.
5. Госпитализировать ребенка Необходимость проведения обследования, патогенетического лечения.

Медицинская сестра готовит лекарственные препараты:

10% р-р глюконат кальция,

0,5% р-р седуксена (реланиума, диазепама)

Эталон ответа (билет 27, задание 1)

Неотложная помощь при остром стенозирующем ларинготрахеите

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача, не отходя от ребенка. Своевременное оказание квалифицированной помощи.
2. Создать спокойную обстановку. Беспокойство ребенка ухудшает его состояние.
3. Придать ребенку положение с приподнятым головным концом, возможно на руках у матери. Облегчение дыхания.
4. Расстегнуть стесняющую одежду. Обеспечение экскурсии легких и облегчение дыхания.
5. Обеспечить доступ свежего воздуха. Уменьшение кислородной недостаточности.
6. Провести отвлекающие процедуры (горячие ножные и ручные ванны) при температуре тела не выше 37,5 о С. Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отек гортани.
7. Провести паровые ингаляции или создать «тропический климат». Влажное тепло уменьшает отек гортани.
8. Теплое щелочное питье дробно небольшими порциями: Ø молоко с «Боржоми» в разведении 1:1; Ø молоко с добавлением соды на кончике ножа. Смягчает кашель.
9. Госпитализировать ребенка. Необходимость проведения патогенетического лечения.

Приготовить лекарственные препараты:

преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон.

Эталон ответа (билет 28, задание 1)

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 4838 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Алгоритм неотложной помощи

1.Уложить ребенка с приподнятым головным концом или взять на руки.

2.Расстегнуть стесняющую одежду.

3.Обеспечить доступ свежего возду­ха.

4.Создать спокойную обстановку.

5.Провести отвлекающую терапию (горчичники на икроножные мыш­цы), или горчичную ножную ванну.

6.Провести паровые ингаляции с до­бавлением эуфиллина, соды, отхар­кивающих трав (мать-мачеха, девясил и др).

7.Если нет эффекта — в/в вводят 2,4% р-р эуфиллина — лучше капельно 1 мл на год жизни в 100-250 мл физио­логического раствора.

8.В тяжелых случаях — гормоноте­рапия — преднизолон 1-2 мг/кг в су­тки.

9.Десенсебилизирующее лечение — тавегил, диазолин и др.

10.Муколитические средства — ацетилсистеин, бромгексин.

ЛАРИНГОСПАЗМ

Ларингоспазм — форма явной спазмофилии. Развивается у детей раннего возраста. Заболевание характеризуется склонностью к судорогам и, повышен­ной неврно-мышечной возбудимостью, вследствие снижения уровня кальция в ор­ганизме.

Ларингоспазм— спазм голосовой щели. Чаще он возникает при плаче, крике, испуге ребенка. Проявляется звучным и хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд. В этот момент у ребенка появляется бледность, затем цианоз и кратковременная потеря сознания, приступ заканчивается глу­боким, звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребенок плачет, за­тем засыпает.

Алгоритм неотложной помощи

1.Уложить ребенка на ровную твердую поверхность.

2.Расстегнуть стесняющую одежду.

3.Обеспечить доступ свежего возду­ха.

4.Создать спокойную обстановку.

5.Лицо и тело ребенка сбрызнуть хо­лодной водой, вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощеко­тать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести на ватке нашатырный спирт).

6.Внутримышечно ввести реланиум (0,1 мл/год жизни).

7.Обязательно ввести в/в 10% глюконат кальция в/в (1,0 мл/год жизни).

8.При отсутствии эффекта — интуба­ция трахеи.

9.При остановке сердца — непрямой массаж сердца.

10.При восстановлении дыхания – дать кислород.

3.НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Алгоритм неотложной помощи

1.Усадить ребенка с опущенным го­ловным концом.

2.Расстегнуть стесняющую одежду.

3.Обеспечить доступ свежего возду­ха.

4.Создать спокойную обстановку.

5.Прижать крыло носа к носовой пе­регородке соответствующей стороны.

6.Приложить холод на переносицу, грелку к но­гам

7.3атампонировать соответствующий носовой ход турундой, смоченной в: грудном молоке, 3% перекиси водо­рода; растворе адреналина, витамина К, ги­пертоническом растворе.

8.Внутримышечно ввести витамин К или глюконат кальция — в/в 10% раствор до 1 года = 1-1,5 мл (разовая доза); с 1г-6 л. = 2 мл; > 6 л. = 3-4-5 мл.

9.Установить причину носового кро­вотечения и постараться устранить ее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9987 — | 7774 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Одно из условий успешного купирования ларингоспазма – это своевременно и правильно оказанная доврачебная помощь.

  • Первое, что необходимо сделать, это успокоить больного. Для этого применяют раздражающие действия: смочить лицо водой, ущипнуть за кожу, похлопать по спине.
  • Необходимо обеспечить поступление свежего воздуха. Для этого нужно снять сдавливающую одежду, открыть окно в помещении и дать пострадавшему немного воды.
  • Чтобы остановить приступ можно вызвать рвотный рефлекс, надавив на корень языка или задержать на пару секунд дыхание.
  • При спазме, который длится дольше минуты, показан внутренний прием раствора бромида калия 0,5%.

Если вышеперечисленные методы оказались неэффективны, припадок прогрессирует и началась асфиксия, то проводится интубация трахеи или трахеотомия для обеспечения проходимости дыхательных путей. Данную процедуру может выполнять только медик. Если есть признаки остановки сердца, то проводятся реанимационные мероприятия и непрямой массаж сердца. Как только ларингоспазм купирован, пациенту проводят кислородотерапию.

Тяжелая форма спазма гортани с судорогами всего тела и признаками асфиксии – это состояние, которое требует неотложной помощи, так как его прогрессирование может привести к летальному исходу.

Алгоритм действия при ларингоспазме:

  • Уложите пострадавшего на ровную поверхность, поскольку могут потребоваться реанимационные мероприятия.
  • Для облегчения движений грудной клетки и легких, расстегните или снимите одежду.
  • Обеспечьте максимально тихую обстановку и приток свежего воздуха, так как есть риск кислородного голодания.
  • Тело и лицо смочите водой, дайте больному ватку с нашатырным спиртом или надавите на корень языка. Такие раздражающие действия останавливают спазм.
  • Поскольку спазм связан с гипокальцинемией, то показано внутривенное введение глюконата кальция в дозировке 5-10 мл 10% раствор.
  • Для восстановления проходимости дыхательных путей выполните интубацию или трахеотомию.
  • При отсутствии пульса и остановке сердца показан непрямой массаж сердечной мышцы.

После восстановления дыхания пациента забирают на скорой помощи в больницу для контроля жизненных показателей и дальнейшего обследования.

[1], [2], [3], [4], [5]

Лечение спазмов гортани у взрослых затруднительно, но в некоторых случаях они проходят самостоятельно. Особое внимание во время приступа должно быть уделено первичной экстренной помощи.

Для того чтобы снять ларингоспазм следует обеспечить больному доступ к свежему воздуху и спокойную обстановку. Паника и истерическое состояние окружающих приведет к усугублению дыхательной недостаточности. Если расстройство протекает в легкой форме, то пациенту необходимо дать попить прохладной воды и смочить ею лицо.

Судороги хорошо купируются с помощью побочных раздражителей: похлопывание по спине, щипок за кожу, нажатие на корень языка. Можно использовать нашатырный спирт или внутривенное/внутримышечное введение противосудорожных препаратов. Если точно известно, что приступ вызван аллергеном, то необходимы антигистаминные и антиаллергические средства.

Первое, что необходимо сделать если у вашего близкого возник ларингоспазм – вызвать скорую помощь. До приезда медиков следует попытаться облегчить состояние больного в домашних условиях.

Пострадавшего нужно расположить в горизонтальном положении, снять сдавливающую грудную клетку одежду. Лицо смочить прохладной водой, дать немного жидкости и обеспечить поток свежего воздуха. Обстановка вокруг должна быть спокойной, чтобы больной максимально расслабился. Эффективны будут легкие похлопывания по спине, пощипывания зоны горла, надавливание на корень языка и другие раздражающие действия.

источник

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д

1. Рахит. Основные причины дефицита витамина Д.

3. Клиника. Лечение. Профилактика. Диспансеризация.

4. Роль медсестры в оказании помощи ребенку с гипервитаминозом Д.

5. Спазмофилия явная и скрытая.

6. Неотложная помощь при ларинготрахеите.

Рахит –заболевание детей раннего возраста, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен, процессы костеобразования и минерализации костей, а также функции НС и внутренних органов.

Причина– дефицит витамина Д (гиповитаминоз Д)

1)Дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе, т.к. 90% вит.Д синтезируется в коже под воздействием солнечного света.

-искусственное вскармливание неадаптированными смесями;

-несвоевременное введение прикормов ( при искусств. вск-и);

-одностороннее вскармливание ( углеводистое, вегетарианское).

-недоношенность, т.к. в последние месяцы беременности поступает максимальное кол-во Са и Р.;

— нерациональное питание и режим бер-ной (мало прогулок, недостаток двигательной активности), могут привести к меньшим запасам вит. Д, Са и Р

4) недостаточная двигательная активность самого ребенка из-за перинатального повреждения НС., или ребенку не проводят массаж,т.к. кровоснабжение кости заметно повышается при мышечной деятельности.

5)Заболевания ЖКТ, приводящие к дисбактериозу с диареей, в результате нарушается всасывание Са.

6)Противосудорожная терапия, назначаемая длительно( фенобарбитал)

7)Синдром нарушенного всасывания(целиакия, муковисцидоз), заб-я печени и почек , при которых нарушается образование вит.Д

8)Наследственные аномалии обмена вит.Д

9)Экологические ф-ры — накопившиеся в окр.среде тяжелые металлы , замещают в костях Са , и приводят к остеомаляции , остеопорозам и у взрослых. Также имеет значение недостаток солнечного облучения в промышленных городах, когда дым, туман , стекло снижают эффективность УФО..

10) Пигментация кожи – уменьшает интенсивность образования вит Д в коже , что существенно значение лишь для детей с пигментированной кожей, проживающих в северных районах.

Предрасполагающие факторы рахита:

· нерациональное питание беременной женщины

· дефекты вскармливания ребенка (искусственное вскармливание, несвоевременное введение прикорма, одностороннее вскармливание)

· дефицит солнечного облучения

· недостаточная двигательная активность ребенка

· частые заболевания ребенка, особенно желудочно–кишечного тракта,

Группа риска: чаще болеют

1) дети 1года жизни, т.к. они интенсивно растут, формируется скелет.

2)Недоношенные дети – из-за недостаточности ферментативных систем и малым запасом витаминов и микроэлементов в организме.

3) Дети родившиеся с крупным весом, т.к. у них более интенсивный обмен.

Потребность в вит.Д составляет

— для взрослого – 100МЕ в день

Различают начальный период, период разгара, период реконвалисценции и остаточных явлений.

Начальный период

Первые признаки заболевания наблюдаются на 2-3мес. жизни и в основном связаны с поражением нервно-вегетативной системы. Характерны следующие симптомы:

-легкая возбудимость, раздражительность, беспокойство, нарушение сна, потливость, облысение затылка. Изменения со стороны костей нет. Длительность периода 1,5нед -1мес .

Период разгара. В этом периоде появляются изменения со стороны костной и мышечной системы:

-размягчение костей большого родничка,

-размягчение плоских костей черепа – краниотабес, мягкий череп меняет конфигурацию, уплощается затылок, возникает ассиметрия головы.

-увеличиваются лобные и теменные бугры (башенный череп, олимпийский лоб), седловидный нос

-нарушения со стороны грудной клетки: расширение нижней аппертуры, Гаррисонова борозда, «куриная» грудь, грудь сапожника, искривления позвоночника, утолщения в области эпифизов предплечья и голеней « рахитические браслеты», в фалангах пальцев «нити жемчуга», искривления костей ключиц, плечевых.

-к концу года – Х или О – образные ноги, плоскостопие.

— в тяжелых случаях «рахитический плоский таз».

Со стороны мышечной с-мы (гипотония)

Проявляется задержкой моторного развития (ребенок позже начинает ползать, садиться, ходить)

— гипотония мышц брюшного пресса –проявляется как «лягушачий живот», это приводит к запорам,

-гипотония диафрагмы и дых.мускулатуры – ведет к нарушению легочной вентиляции, возникают застойные явления в легких, часто возникают бронхо-легочные заболевания.

-гипотония миокарда нарушает работу сердца, застаивается кровь в печени, в результате она увеличивается.

В крови –анемия. В этом периоде значительно снижается уровень фосфора, кальция и повышается уровень щелочной фосфотазы( слышен запах ацетона).

Период реконвалисценции (выздоравления)характеризуется постепенным ослаблением и обратным развитием симптомов, ( восстанавливается тонус мышц, ф-ция органов, все показатели крови постепенно восстанавливаются).

Период остаточных явлений отмечается у детей 2-3лет. Когда нет признаков активного рахита, хотя налицо последствия перенесенного рахита.

По тяжести различают 1) легкую степень (нач.п-д), 2) среднюю ( умеренные изменения костей и внутренних органов) и 3)тяжелую ( выраженные деформации и изменения внутренних органов).

1) Диетотерапия: — адаптированные с-си. Своевременное введение прикорма.

2) Специфическая терапия – растворы витамина Д ( водные и масляные) На курс 200 000 – 400 000 МЕ. После окончания переходят на поддерживающую дозу -500МЕ

3) Препараты Са и Р.(карбонатСа, глицерофосфат Са)

4) УФО для профилактики рецидива рахита через 1,5-2мес после проведенного курса лечения вит.Д( исключая летние мес.)

8) Лечебные ванны (солевые, хвойные).

Профилактика.

Антенатальная— правильный режим дня, рациональное питание матери, суточная доза вит.Д 400МЕ.

Постнатальная -организация правильного питания ребенка с первых дней жизни, с 3-4 нед жизни детям назначают вит.Д по 500МЕ в течении 1-1.5мес

Диспансеризация. Детей перенесших рахит наблюдают до 3-х лет. Рекомендуют рациональное питание, гигиенический режим, гимнастику, закаливание.

Профилактические прививки проводят через 1-1,5мес после окончания основного курса вит.Д.

Профилактика

Антенатальная неспецифическая Антенатальная специфическая Постнатальная неспецифическая Постнатальная специфическая
Рациональный режим дня беременной женщины, достаточное пребывание на свежем воздухе. Достаточный сон. Рациональное витаминизированное питание. Ежедневный прием поливитаминов. Профилактика и лечение токсикозов и заболеваний. Предупреждение преждевременных родов. С 28-32 недели беременности на 6-8 недель назначаются препараты витамина Д в суточной дозе 500 МЕ (лучше поливитаминный комплекс, содержащий витамин Д, Са и Р). В солнечные месяцы витамин Д не назначается. Курс ОУФО в последние 3-4 месяца беременности в количестве 10-15 процедур. Рациональное питание кормящей матери, ежедневный прием поливитаминов. Максимальная длительность грудного вскармливания, своевременное введение прикормов и корригирующих добавок. Правильная организация смешанного и искусственного вскармливания. Соблюдение режима дня и правил ухода за ребенком. Регулярное проведение ребенку закаливающих процедур, массажа, гимнастики Назначается доношенным детям с 3-недельного возраста в дозе 500 МЕ в сутки, недоношенным детям – с 2-недельного возраста в дозе 400-1200 МЕ в сутки (индивидуально!) круглогодично, кроме солнечных месяцев. Проба Сулковича каждые 2-3 недели. При переходе на вскармливание адаптированными смесями учитывать дозу витамина Д в смеси (до 500 МЕ). Дачу препарата совмещать с препаратами Са, витаминами С и группы В. Курс ОУФО в количестве 10-15 процедур 2 раза в год (осенне-зимний период). На втором году жизни можно давать рыбий жир и проводить курс ОУФО.

Роль М/с в оказании помощи ребенку с гипервитаминозом Д- (развивается при передозировке вит.Д)

При назначении лечебных доз вит,Д необходимо каждые 7-10 дн проводить пробу Сулковича Проба на +++ является указанием на передозировку вит,Д ( отмена)

Реактив Сулковича смешиваем с с двойным количеством мочи , оцениваем ч/з 1-2мин. ( 1мл реактива и 2 мл мочи)

— при гипокальцуурии – моча прозрачная;

-при нормальном содержании – молочно-подобное помутнение

-пари повышенном кальции – появляется сразу грубое помутнение.

М/с должна тщательно контролировать используемую дозу вит.Д, систематически осматривать ребенка, при появлении первых признаков передозировки ( снижение аппетита, срыгивание, рвота)прекратить прием вит,Д.

Своевременно провести пробу Сулковича, назначается обильное питьё, овощные соки и блюда , назначают антогонисты вит.Д – вит, А ,. С и Е. на 8-10 дней

Спазмофилия

— название происходит от греческого spasmos – спазм, судорога и philia склонность, предрасположение – это заболевание детей раннего возраста, в основе которого лежит гипокальциемия, вызывающая повышенную готовность организма к тоническим и клоническим судорогам. Чаще встречается у детей от 3-х месяцев до 2-х лет. В настоящее время, в связи с проведением профилактики рахита, это заболевание встречается редко.

Основные клинические проявления спазмофилии:

Различают две формы детской тетании:

Латентная форма заболевания чаще предшествует явной форме и может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Под влиянием провоцирующих факторов скрытая тетания может переходить в явную форму. Характерны следующие симптомы:

· Симптом Хвостека — при легком поколачивании пальцем в области щеки между скуловой дугой и углом рта (fоssа саninае) происходит сокращение мимической мускулатуры соответствующей стороны.

· Симптом Люста — при ударе ниже головки малоберцовой кости происходит быстрое отведение стопы.

· Симптом Труссо — при сдавливании сосудисто-нервного пучка в средней трети плеча через 3-5 минут кисть судорож­но сокращается, принимая положение «руки акушера».

· Симптом Маслова — под влиянием болевого раздражения (укол) возникает кратковременная остановка дыхания.

Явная форма детской тетании может возникать на фоне латентного течения или совершенно внезапно и проявляется ларингоспазмом, карпопедальным спазмом или эклампсией.

Ларингоспазм возникает приступообразно в виде лег­кого спазма голосовой щели или полного, кратковременного ее закрытия, сопровождается цианозом, при этом ребенок испуган, покрывается липким потом, вслед за кратковремен­ным спазмом наступает шумный вдох, напоминающий «пе­тушиный крик». Приступ длится от нескольких секунд до 1-2 минут, в течение дня может повторяться.

Карпопедалъный спазм — это тоническое сокращение мускулатуры стоп и кистей; кисти при этом максимально со­гнуты, большой палец приведен к ладони, остальные пальцы согнуты под прямым углом в пястно-фаланговых сочленени­ях, а в межфаланговых суставах разогнуты («рука акушера»);стопы находятся в состоянии резкого подошвенного сгибания.

Эклампсия – самая редкая, но наиболее тяжелая форма явной тетании, представляет собой общий приступ тонико-клонических су­дорог, которые начинаются с оцепенения, заторможенности, подергивания мимической мускулатуры, далее судороги рас­пространяются на другие группы мышц, захватывая и дыха­тельные, при этом дыхание ребенка становится прерывистым, всхли­пывающим, появляется цианоз, ребенок теряет сознание, происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. После приступа ребенок обычно засыпает.

Неотложная помощь при ларингоспазме.

1- Уложить ребенка на ровную твердую поверхность.

2- Расстегнуть стесняющую одежду

3- Обеспечить доступ свежего воздуха

4- Создать спокойную обстановку

5- Рефлекторное снятие спазма:

Лицо и тело ребенка сбрызнуть водой, пощекотать ватным фитилем в носу, подуть в нос. Поднести нашатырь или шпателем нажать на корень языка

6- При остановке сердца –непрямой массаж сердца

7- После восстановления дыхания – кислородотерапия.

8- Если нет дыхания интубация или трахеотомия, ИВЛ

Гипервитаминоз Д (Д — витаминная интоксикация) — это состояние, обусловленное пере­дозировкой витамина Д или повышенной чувствительностью организма к препаратам витамина Д с последующим разви­тием гиперкальциемии и токсических изменений в органах и тканях. Чаще наблюдается у детей первых 6-ти месяцев жизни.

Факторы риска развития заболевания:

§ Неконтролируемый прием препаратов витамина Д

§ Передозировка препаратов витамина Д

§ Назначение витамина Д в летнее время года

§ Применение препаратов витамина Д одновременно с адаптированными молочными смесями, без учета содержания в них кальциферола.

§ Индивидуальная повышенная чувствительность к препаратам витамина Д

Механизм развития заболевания:

В основе заболевания лежит гиперкальциемия, которая сопровождается гиперкальциурией, отложением кальция в стенках сосудов с последующим необратимым кальцинозом внутренних органов. В первую очередь при этом страдают органы, участвующие в активизации и выведении витамина Д (печень, почки и сердечно-сосудистая система), быстро реагирующие на изменение метаболизма кальция. При этом отмечается нарушение минерального обмена (гипофосфатемия), что приводит к отрицательному азотистому балансу и ацидозу.

Клиническая картина.

Различают две клинические формы гипервитаминоза Д:

Острая Д-витаминная интоксикация: чаще развивается у детей первого года жизни при бес­контрольном приеме витамина Д. Ведущими симптомами являются симптомы кишечного токсикоза, нейротоксикоза, нарушение функций жизненно важных органов.

Клинические симптомы кишечного токсикоза:

§ снижение аппетита вплоть до полной анорексии, жажда;

· упорная рвота, быстрое падение массы тела;

· развитие симптомов обезвоживания (кожа сухая, черты
лица заострены, большой родничок западает, снижен тургор тканей и мышечный тонус)

Клинические симптомы нейротоксикоза:

· повышенная возбудимость, сменяющаяся вялостью и

· вегетативные расстройства (потливость, красный дермографизм);

· помрачнение сознания вплоть развития комы;

Со стороны других органов:

· изменение сердечно-сосудистой деятельности (гипотония, тахикардия, глухость тонов сердца);

· почечная недостаточность (дизурия, полиурия, альбуми­нурия);

· изменение показателей крови (анемия, гиперкальциемия, азотемия, ацетонемия).

· костные изменения (избыточное отложение кальция в зонах роста трубчатых костей).

Хроническая Д-витаминная интоксикация возникает на фоне длительного применения препарата в умеренных дозах и характеризуется менее яркой клинической картиной:

· снижен аппетит, рвота наблюдается редко;

· отмечается беспокойный сон, раздражительность;

· быстрое заращение швов черепа и раннее закрытие боль­шого родничка;

· со стороны других органов и систем изменения выражены незначительно.

· ОПН, токсический гепатит, острый миокардит

· Раннее закрытие зон роста костей с нарушением развития скелета

· Раннее развитие склероза сосудов внутренних органов, постепенное отставание в физическом и психическом развитии.

Методы диагностики:

· Биохимический анализ крови: гиперкальциемия, азотемия, ацетонемия.

· Анализ мочи: гиперкальциурия, гиперфосфатурия.

· Резко положительная проба по Сулковичу.

Определяется тяжестью поражения органов и длитель­ностью гиперкальциемии.

При острой интоксикации возможен летальный исход в связи с развитием острой почечной недостаточности, токси­ческого гепатита, острого миокардита.

Исходом хронической формы может быть раннее разви­тие склероза сосудов внутренних органов, нарушение формирования костного скелета, постепенное от­ставание в физическом и психическом развитии.

источник

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Неотложные состояния у детей

Специальность34.02.01 Сестринское дело

Методический блок

Тактика медицинской сестры при оказании неотложной помощи.

Сестринский процесс при состояниях, требующих неотложной медицинской помощи в педиатрии

Перечень неотложных состояний в педиатрии

Тема: «Заболевания детей раннего возраста»

Тема: «Аномалии конституции»
Анафилактический шок.

Тема: «Болезни органов дыхания»
Вирусный круп.

Приступ бронхиальной астмы.

Тема: «Болезни органов кровообращения»
Обморок, коллапс.

Тема: «Болезни органов кроветворения»
Носовое кровотечение.

Тема: «Болезни эндокринной системы»
Диабетическая кома.

Тема: «Расстройства питания и пищеварения»
Метеоризм.

Кишечный токсикоз с эксикозом.

Тема: «Инфекционные болезни»
Помощь при менингококковой инфекции

Инороднее тело дыхательных путей.

Общие принципы оказания неотложной помощи при отравлениях.

Терминальные состояния
СЛР у детей.

5.Блок самоконтроля знаний

-вопросы для выявления исходного уровня знаний;

Методический блок

Методические рекомендации для студентов можно использовать для подготовке к практическим занятиям , для выполнения аудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях , теме:

«Неотложные состояния у детей» специальность 34.02.01 Сестринское дело.

1. Закрепить и углубить теоретические знания по вопросам этиологии, клиники, диагностики неотложных состояний у детей.

2.Научить студентов тактике медицинской сестры при неотложных состояниях.

3. Закрепить медицинские термины по теме;

4. Научить студентов правильной диагностики и оказания неотложной помощи при неотложных состояниях.

5. Формировать навыки самостоятельной работы в изучении неотложных состояний у детей.

Развивающие:

1. Развивать умственную деятельность студентов;

2. Побуждать к творчеству и использованию дополнительной литературы, развивать логическую память, аналитические способности, избирательную внимательность;

3. Выделять прогностическую значимость, адекватную целенаправленность;

4. Сформировать умение решать ситуационные задачи;

5. Владеть методикой обследования больных с данной патологией;

6.Сформировать навыки оказания неотложной помощи детям..

7. Сформировать навыки работы по алгоритм

Воспитательные:

1.Формирование культуры общения, речи, научного мнения, деонтологических норм и правил общения с больными детьми и их родителями;

2. Умение сохранять врачебную тайну, быть терпеливым к жалобам больных.

3.Осознать необходимость индивидуального подхода к ребёнку при оказании помощи при неотложных состояниях.

Результат освоения темы.

Результатом освоения темы: «Неотложные состояния у детей» является овладение профессиональными компетенциями

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

С целью овладения соответствующей профессиональной компетенцией студент в ходе освоения данной темы должен:

иметь практический опыт:

-осуществления ухода при неотложных состояниях у детей;

-готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-осуществлять сестринский уход за пациентом детского возраста при неотложных состояниях.

-консультировать пациента детского возраста и его окружение по применению лекарственных средств;

-осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-причины неотложных состояний у детей;.

— клинику, диагностику неотложных состояний у детей;

-особенности неотложных состояний у детей;

-осложнения при неотложных состояниях у детей;

-организацию и оказание сестринской помощи;

-пути введения лекарственных препаратов;

-правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОКАЗАНИИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ.
Тактика медработника зависит от обстановки и условий, в каких оказывается помощь, от тяжести состояния пациента.
СХЕМА ДЕЙСТВИЙ

1.Почти одновременно: вызов врача через посредников, вызов скорой помощи.

2.Быстрый осмотр пациента оценка тяжести состояния (сознание, пульс, дыхание, давление, цвет кожных покровов). Быстро узнать (по возможности) причину данного состояния. Оценка своих возможностей.

3.Начать оказывать доврачебную помощь:

а) обеспечить проходимость дыхательных путей (отсасывание слизи, профилактика западения языка), расстегнуть стесняющую одежду, доступ свежего воздуха, дача кислорода;
б) создание, улучшающее состояние положение;
в) возможная конкретная для определённого состояния помощь (искусственное дыхание, понюхать нашатырный спирт, растереть, грелка, горчичники, наложение жгута и др.;
в) следить за пульсом, ЧДД, АД, цветом кожи;
г) самооценка эффективности оказания помощи.
4. Приготовить лекарственные препараты (соответственно укладке).
5.При задержке врача или скорой помощи – связь с оператором или врачом скорой для ускорения действий, при приходе или приезде врача – выполнить его назначения, помочь врачу при
оказании помощи.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ СОСТОЯНИЯХ, ТРЕБУЮЩИХ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ

1 этап Сбор данных (оценка) Провести сестринское обследование пациента и на основании полученных данных оценить его состояние.
2 этап Интерпретация данных (медицинский диагноз) Установить предварительный сестринский диагноз и провести дифференциальную диагностику
3 этап Планирование вмешательства Определив приоритетные, настоящие и потенциальные проблемы пациента, наметить пути их решения
4 этап Реализация вмешательства Выполнить необходимые манипуляции для решения намеченных целей
5 этап Оценка эффективности Провести самооценку достигнутых целей и при необходимости внести коррективы в проводимые мероприятия

ГИПЕРТЕРМИЯ
Гипертермия –самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
— возрастает бактерицидность крови;
— повышается активность лейкоцитов;
— повышается выработка эндогенного интерферона;
— усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает ускоренное поступление питательных в-в к тканям.
Кроме того, что лихорадка – защитная реакция, важна её роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определённых пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более 37*С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное кол-во кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нём – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС, и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40*С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребёнка.
Классификация гипертермии

Тип гипертермии Показатели температуры
субфебрильная 37 – 38*С
умеренная 38 – 39*С
высокая 39 – 41*С
гиперпиретическая Более 41*С
Вид Механизм Клиника
Розовая (красная) Теплопродукция равна теплоотдаче кожные покровы умерено гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые — учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37 град. — одышка становится больше на 4 дыхания в минуту, и тахикардия — на 20 ударов в минуту) — поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры тела до фебрильных и гипертермических цифр.
Белая Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов кожа бледная, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, положительным симптомом «белого пятна»; конечности холодные — чрезмерная тахикардия — одышка — нарушения поведения ребёнка — безучастность вялость, возможны возбуждения, бред и судороги

Неотложная помощь при гипертермии

Этапы Обоснование
1.Вызвать врача или машину «скорой помощи» В зависимости от места нахождения больного ребёнка (дома, поликлиника, стационарное отделение)
2.ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
1. Уложить ребёнка в постель Повышение температуры – признак интоксикации
2.Определить тип гипертермии
При красной гипертермии
— ребенка раскрыть, максимально обнажить, обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков: — назначить обильное питье (от полу до литра больше возрастной нормы жидкости в сутки)

— использовать физические методы охлаждения: обдувания вентилятором прохладная, мокрая повязка на лоб холод (лед) на область крупных суставов водочно-уксусные обтирания ( водку, 9% столовый уксус, воду смешивают в равных объемах ( 1: 1 : 1). Обтирание влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть — повторяют 2-3 раза.

Облегчение экскурсии лёгких При гипертермии развивается гипоксия
При белой гипертермии
-Ребёнка согреть: грелка к ногам -Физические методы охлаждения противопоказаны.
3.По назначению врача
при температуре тела > 38,0°С Парацетамол 10-15 мг/кг внутрь или свечи ректально или Анальгин 50%-0,1 мл/год жизни в/мышечно или в/венно Супрастин 0,1 мл/год жизни в/мышечно Анальгин и Аспирин при гриппе при бледной гипертермии противопоказаны . при бледной гипертермии Дополнительно: -Дротаверин (Но-шпа 0,1 мл/год жизни) в/мышечно У детей с отягощённым преморбидным фоном и/или наличием в анамнезе судорожного синдрома жаропонижающие препараты назначаются при температуре тела > 37,5при осложнениях: при осложнениях: — адинамия, нарушение сознания, признаки гипоксии, отказ от питья — Катетеризация вены — Стерофундин или Ионостерил или Натрия хлорид 0,9% — 10 мл/кг в/’венно капельно 10-20 кап. в мин. — Ингаляция кислорода — Пульсоксиметрия Анальгин, парацетамол обладает жаропонижающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием . Супрастин противоаллергический препарат. Дротаверин (Но-шпа) снимает спазм.
6. Провести кислородотерапию При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде
7. В течении 20 – 30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребёнка Обеспечить выведение токсинов из организма
8. Через 2 – 30 минут повторить термометрию Контроль эффективности проведённых мероприятий
9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учётом показателей повторной термометрии Через 20 – 30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3*С

ЛАРИНГОСПАЗМ
Ларингоспазм –одна из форм явной спазмофилии.
Спазмофилия –заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм –спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребёнка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребёнок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребёнок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжёлых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо
1. Уложить ребёнка на ровную твёрдую поверхность Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий
2. Расстегнуть стесняющую одежду Облегчение экскурсии лёгких
3. Обеспечить доступ свежего воздуха Развивается кислородная недостаточность
4. Создать спокойную обстановку Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ
5. Создать доминантный очаг возбуждения в мозге путём раздражения рецепторов: — слизистой оболочки носа(подуть в нос, поднести нашатырный спирт); — кожи (лицо и тело ребёнка побрызгать холодной водой, похлопать по ягодицам); — вестибулярного анализатора(встряхнуть ребёнка, изменить положение тела); Рефлекторное снятие спазма
8. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца Реанимационное мероприятие
По назначению врача
6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция10% 0,2 мл/кг (20 мл/кг) в/в медленно Раствор седуксена 0,5% 0,1-0,2 мл./год; Причина спазмофилии – гипокальциемия Снижает возбудимость ЦНС
7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию Обеспечение проходимости дыхательных путей
9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию В результате ларингоспазма развивается гипоксия
5. Госпитализировать ребёнка Необходимость проведения патогенетического лечения

Судорожный синдром.
Судороги(convulsion) – непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение тела и конечностей.
Причины:
1.Частое клиническое проявление поражения центральной нервной системы (внутричерепные родовые травмы, асфиксия, ГБН., дефекты развития нервной системы).

2.Фебрильные судороги, чаще у детей раннего возраста, из за повышенной сосудистой проницаемости и гидрофильности мозга.

Клиника:Различают судороги клонические, тонические, смешанные. Клонические судороги проявляются быстрыми мышечными сокращениями, которые следуют, друг за другом через короткий интервал времени. Они чаще начинаются чаще с подергивания мышц лица, переходят затем на конечности и свидетельствуют о возбуждении коры головного мозга. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц с вытягиванием конечностей. Они наблюдаются при возбуждении подкорковых отделов мозга.
Приступы судорог сопровождаются с неправильным сокращением дыхательных мышц, что ведет к нарушению дыхания или к остановке, кожа становиться цианотичной пульс учащается или уряжается в дальнейшем происходит потеря сознания.

Неотложная помощь.

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо Своевременное оказание квалифицированной помощи
1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможные повреждающие предметы. Профилактика травматизма.
2. повернуть голову на бок. Предупреждение аспирации рвотными массами.
3. Расстегнуть стесняющую одежду. Обеспечение экскурсии легких.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха. При судорогах возрастает потребление кислорода.
5. Между зубами заложить узел салфетки или шпатель обернутый ватой и бинтом. Профилактика прикусывания языка.
По назначению врача
6. Внутримышечно или внутривенно ввести один из препаратов: Раствор реланиума 0,5% 0,1-0,2 мл./год; Раствор оксибутирата натрия 20% 50-100 мг./кг (в1 мл. – 200мг.); Раствор аминазина 2,5% -0,1 мл./год.; Раствор дроперидола 0,25% — 0,3 мл./кг. Для снятия судорог. Снижает возбудимость ЦНС.
7. Внутривенно струйно ввести: Раствор лазикса 1% 0,1-0,2 мл./кг.; Раствор манитола 15% — 5 мл/кг.; Внутримышечно ввести раствор сульфата магния 25% — 1мл./год. Предупреждение отека головного мозга и снижение возбудимости нервной системы.
8. Внутривенно ввести: глюконат кальция 10% — 1 мл./год; или Хлористый кальций 10% — 1 мл./год. Если судороги при спазмофилии
10. Провести кислородо-терапию. Неблагоприятным фактором является гипоксия, на фоне которого развиваются судороги и к которому они могут привести.
11. Выявить причину судорог и постараться его устранить. Судорога — симптом. Пока существует причина ,ее вызывающая , судороги могут возобновиться .

АНАФИЛЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК.
Анафилактический шок –угрожающее жизни состояние, одно из самых тяжёлых проявлений острой аллергической реакции.
Шок может возникнуть в результате контакта с любым аллергеном, чаще всего после введения пенициллина или других антибиотиков, лечебных сывороток, вакцин, рентгеноконтрастных веществ.
Сразу после попадания аллергена в организм возникает беспокойство, чувство страха, зуд кожи и слизистых оболочек, головная боль, чувство жара или озноб, одышка. В течение первых минут состояние ухудшается, наступает нарушение сознания, признаки острой дыхательной, сердечно-сосудистой и надпочечниковой недостаточности могут быть непроизвольные акты дефекации и мочеиспускания. На коже, как правило, появляется полиморфная аллергическая сыпь, может развиться ангионевротический отёк Квинке.

ВАРИАНТЫ ТЕЧЕНИЯ:

I. АШ с синдромом дыхательной недостаточности:

1. внезапная нарастающая слабость

2. чувство сдавления в груди с ощущением нехватки воздуха

4. пульсирующая головная боль

7. бледность кожи с цианозом

9. затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе

II. АШ с развитием острой сосудистой недостаточности:

источник

В детском возрасте, когда системы и органы малыша еще полностью не сформировались, велик риск развития ларингоспазма. Так называют заболевание, в процессе которого начинается непроизвольные сократительные движения мускулатуры гортани. Из-за них наступает частичное или полное перекрытие голосовой щели.

Проявления ларингоспазма у детей требует оказания неотложной помощи, так как приступ вызывает удушье, из-за которого малыш перестает дышать, что влечет за собой смерть.

Как вести себя взрослым при приступе ларингоспазма у детей, что делать до приезда медиков, а также как узнать патологию – вопросы, ответы на которые вы найдете в нашей статье.

Следует отметить, что патология может проявить себя как у ребенка, так и у взрослого человека. Однако у малыша отек гортани, вызванный мышечными сокращениями, происходит значительно быстрее. Ведь вокруг нее расположены мягкие, еще достаточно нежные ткани, в которых происходит усиленное кровообращение.

Назвать причиной ларингоспазма какой-то один фактор сложно. Ведь достаточно часто приступ случается неожиданно, без всяких видимых предпосылок к нему. Перечислим несколько провоцирующих факторов, которые могут стать причиной спазма:

  • Сбой в работе гормональной системы;
  • Инфекция вирусной природы;
  • Патологические изменения в работе метаболизма;
  • Спазмофилия;
  • Заболевания, вызванные патологиями глоточной и трахейной области;
  • Бронхопневмония.

Способствует спазму гортани и аллергическая реакция. Высокий риск отека гортани у детей вызывает аллергия, которая возникает из-за пыли или токсических веществ, находящихся в воздухе. В этом случае нарушается дыхание, вредный токсин или вещество проникает в горло, вызывая спазм.

Проявлению патологической реакции также способствуют такие факторы:

  • Прием медикаментозных препаратов;
  • Сильный стресс;
  • Неожиданный приступ кашля;
  • Истерика, сопровождающаяся громким плачем;
  • Испуг.

В группу риска входят следующие категории малышей:

  • Получающие искусственное вскармливание;
  • Больные рахитом;
  • Страдающие эпилепсией;
  • Гиперактивные;
  • При ярко выраженном авитаминозе (кальция и витамина D).

Учитывая быстрое развитие и внезапность спазматических проявлений, следует изучить признаки патологии, чтобы неотложная помощь при ларингоспазме была оказана вовремя и правильно.

Как распознать приступ ларингоспазма, чтобы не потерять драгоценное время на выполнение необходимых действий? Ведь промедление в этой ситуации крайне опасно: быстро развивающееся удушье приведет к летальному исходу.

Симптомы и лечение патологии – понятия взаимосвязанные. Поэтому их важно распознать в первые минуты проявления.

При развитии спазма у детей проявляются такие изменения:

  • Голос становится хриплым;
  • Не получается делать полноценный вдох, поэтому наблюдается прерывистая речь;
  • Голова инстинктивно опрокидывается назад;
  • Наблюдается напряжение мышц шеи;
  • Рот широко открыт;
  • Кожа бледнеет;
  • Покровы возле губ и носа синеют;
  • Вдох захлебывающийся, а дыхание прерывистое;
  • Самостоятельно восстановить дыхание не получается.

Опаснее всего ларингоспазм, при котором отек перекрыл голосовую щель полностью, так как он чаще всего приводит к удушью и смерти. Спазм проявляется такими симптомами:

  • Судорожные движения рук и ног;
  • Появление пены изо рта;
  • Обморок;
  • Мочеиспускание и дефекация непроизвольного характера.

Чаще всего приступ продолжается минуту, после чего, в результате скопившейся в организме углекислоты, центры дыхания получают раздражение. Это способствует восстановлению дыхания.

Приступ можно считать завершенным после глубокого долгого вдоха. После него ребенок начинает ровно и спокойно дышать. Обычно после прекращения спазма малыш ощущает сонливость и ложится спать.

Помните, что случившись однажды, приступ может повториться, причем его длительность, возможно, увеличится. Поэтому так важно знать правила, по которым оказывается первая помощь.

Неотложная помощь при ларингоспазме заключается в простых, но очень важных действиях. Нужно учитывать, что дети очень эмоциональны, поэтому при проявлениях спазма они пугаются, впадая в панику. Малыша нужно успокоить, объясняя, что скоро все пройдет. Далее действуют в такой последовательности:

  1. Попросите очевидцев происшествия вызвать скорую помощь, а сами вынесите малыша в спокойное прохладное место;
  2. Обеспечьте ребенку свободное дыхание, расслабив, расстегнув или сняв с него давящие элементы одежды;
  3. Откройте все окна, чтобы в комнате была свободная циркуляция воздуха;
  4. Если есть небулайзер, нужно сделать ингаляции;
  5. Давайте малышу как можно больше пить.

Помощь при ларингоспазме у детей предусматривает использование отвлекающих методик.

К ним относятся такие приемы:

  • На лицо ребенка кладут мокрое полотенце;
  • Вызывают рвотный рефлекс;
  • Щипают или щекочут;
  • Отводят в ванну и включают воду комнатной температуры.

Известный педиатр Комаровский считает, что ларингоспазм у детей быстро купируется наличием свежего и влажного воздуха. Более того, все заболевания горла, которые вызывают кашель, также нуждаются в обилии свободно циркулирующего воздуха, который необходимо постоянно увлажнять. Кашель является следствием сухости окружающего воздушного пространства, которое еще больше способствует сужению голосовой щели.

До приезда медицинских работников запрещено самостоятельно пользоваться медикаментозными средствами, так как многие из них способствуют возникновению ларингоспазма.

Родителям, уже знакомым с тем, что такое ларингоспазм по приступу у своего ребенка, нужно обязательно приобрести небулайзер, чтобы в случае внезапного повторного спазма сделать малышу ингаляции. Все время держите ингалятор под рукой. Ведь с его помощью спазм купируется очень быстро, увлажняя горло.

Для ингаляционных процедур используют следующие растворы:

  • Минеральная вода со щелочным составом;
  • Содовый раствор;
  • Суспензия «Пульмикорт».

При отсутствии ингалятора малыша садят в ванную, наполненную теплой водой с добавлением 1-2 ложек соды. Такой прием также позволит увлажнить слизистые.

Не стоит пытаться во время спазма заставлять малыша лечь. Стоя или сидя, ему намного легче дышать.

В большинстве случаев медики, прибывшие на вызов, госпитализируют малыша, чтобы выяснить причину возникновения ларингоспазма.

Лечение детей на догоспитальном этапе основывается на предотвращении возможных осложнений. С этой целью врач может использовать такие назначения:

  • Ингаляции с применением Адреналина;
  • Использование раствора Хлоралгидрата для клизмы;
  • Прием бромистого кальция внутрь.

Если спазматическое сокращение гортанных мышц вызвала аллергическая реакция, назначаются препараты против аллергии.

В особо тяжелых случаях, когда вышеперечисленные методики оказались неэффективными, срочно проводят интубацию трахеи.

Дальнейшие методы, на которых будет базироваться лечение, зависят от факторов, вызвавших ларингоспазм. Диагностические мероприятия проводят в стационарных условиях такими специалистами: педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом или инфекционистом.

Лекарство от ларингита прописывается педиатром индивидуально, в зависимости от тяжести протекающего заболевания. Тем не менее, чаще всего при заболеваниях, связанных с воспалительными процессами в глоточной области (ларингит, фарингит), назначают бактерицидные лекарства и антибиотики.

В процессе лечения и при профилактике спазмов большое значение имеют факторы, связанные с образом жизни ребенка.

Следует обратить внимание на вопросы питания, обогащая привычный рацион малыша. Нужно использовать больше продуктов с содержанием кальция и витамина D. Витамины для горла также важны, как и для общего укрепления всего организма.

Регулярно совершайте длительные прогулки на свежем воздухе, уделяя внимание закаливанию малыша.

Помните, что психологическое давление дети воспринимают очень болезненно, поэтому важно по возможности устранять факторы, которые способствуют стрессовым состояниям малыша. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • Равномерно распределяйте время отдыха и нагрузки;
  • Уделяйте внимание расслабляющим процедурам;
  • Регулярно включайте в режим дня прослушивание спокойной музыки, которая поможет снять лишнее эмоциональное напряжение.

Отсутствие психоэмоционального напряжения и здоровый образ жизни в разы уменьшает риск развития ларингоспазма.

Состояния ларингоспазма у взрослых не имеют специфических отличий от проявления его у детей. Тем не менее, во взрослом возрасте чаще фиксируются осложнения и длительное течение приступа. Поэтому использование описанных выше методик важно применять как можно быстрее, устраняя панические атаки у пострадавшего. До приезда специалистов нужно наблюдать, как себя чувствует больной, проверять функционирование жизненно важных систем: отслеживать показатели пульса, давления и дыхания. В случае необходимости провести реанимационные действия. О них вы можете прочитать здесь.

Народная медицина уже прочно завоевала доверие не только пациентов, но и профессиональных медиков, которые рекомендуют использовать ее методики в качестве вспомогательного средства при основной терапии. Однако в случае с развитием ларингоспазма следует помнить, что травяные настои не помогут устранить приступ. Их можно использовать только для профилактики патологии.

  • Всем известны способности соды устранять воспаление. Поэтому полоскание содовым раствором назначается в качестве безопасного дополнения к основной терапии при патологических состояниях горла.
  • Отвар из ромашки обладает способностью уменьшать процессы воспаления, устраняя бактериальную микрофлору.

Рецептов, которые помогут справиться с воспалительными процессами в горле, много. Однако помните, что, несмотря на эффективность, использовать их можно только после предварительной консультации с медиками. Многие лекарственные травы нельзя использовать параллельно с медикаментозными препаратами. К тому же они могут вызывать аллергические реакции.

источник

При возникновении у детей ларингоспазма необходимо обязательно проводить неотложную помощь. Так как состояние является жизнеугрожающим и при несвоевременно оказанной помощи может привести к летальному исходу.

Ларингоспазм считается патологией характерной для детского возраста от трех месяцев до трех лет, но не исключены случаи развития состояния у детей старшего возраста и у взрослых.

Данное состояние характеризуется тем, что у ребенка возникает спастическое сокращение мышечного аппарата гортани. Спастическое сокращение мышц приводит к частичному или полному закрытию просвета гортани.

У ребенка при ларингоспазме всегда возникает повышенная возбудимость нервных окончаний мышечных волокон гортани.

Привести к данной патологии могут такие факторы и состояния:

  • обрабатывание аэрозолем горла и попадание частиц раствора на голосовые связки, что приводит к резкому спазму гортани;
  • попадание в голосовую щель частичек пищевых продуктов, либо жидкостей;
  • раздражающее действие на рецепторы опухолей шеи, аневризматического расширения дуги аорты, разрастанием тканей щитовидной железы при зобе;
  • попадание с воздухом веществ раздражающего действия, либо содержащих аллергены (пыльцу, частички продуктов жизнедеятельности животных и насекомых);
  • последствия родовых травм, либо психических травм;
  • дефицит витаминов и минералов (вит. Д, кальций);
  • нарушения обменных процессов в организме ребенка;
  • хорея;
  • гидроцефалия;
  • бронхиты, пневмонии;
  • рахит;
  • повышенная реактивность у ребенка.

Все признаки ларингоспазма возникают у детей быстро. Приступ ларингоспазма у детей может длиться от нескольких секунд до нескольких минут, чаще всего возникают кратковременные спазмы.

Заподозрить ларингоспазм можно, если возникают следующие признаки:

  • нарушение процесса дыхания;
  • сужение голосовой щели вызывает появление свистящего звука при вдохе;
  • ребенок непроизвольно запрокидывает голову назад, так ему легче дышать;
  • он открывает рот;
  • при вдохе можно увидеть, как втягиваются участки между ребрами;
  • во время вдоха происходит напряжение мышечного аппарата шеи;
  • кожные покровы бледнеют;
  • на лице кожные покровы приобретают синюшный оттенок, особенно в области вокруг рта;
  • выступание капель холодного пота в области лба;
  • возможна полная потеря сознания при затянувшемся спазме;
  • выделение пены изо рта;
  • наличие судорог в руках и ногах;
  • непроизвольное испражнение и мочеиспускание.

Длительный спазм голосовых связок проявляется тяжелой асфиксией (удушьем). Самостоятельное купирование приступа связано с раздражением рецепторов дыхательного центра углекислым газом.

В результате такого раздражения происходит резкий глубокий вдох и спазм снимается. Но это срабатывает не всегда, поэтому каждый из родителей должен знать, что такое первая помощь спазме гортани.

Выход из состояния всегда сопровождается актом глубокого вдоха, после чего может наступить кратковременный сон у ребенка.

При развитии данного состояния необходимо срочно вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия скорой помощи должна быть оказана первая помощь ребенку.

Любая помощь должна быть направлена на устранение причины, приведшей к ларингоспазму. Оказание своевременной первой помощи поможет предупредить развитие тяжелых осложнений.

  • убрать частички пищевых продуктов или предметов из гортани, можно перевернув ребенка вниз головой. Также при этом можно нажать на область солнечного сплетения;
  • необходимо успокоить, так как ребенок всегда возбужден при развитии спазма гортани;
  • намочить ватный шарик и дать подышать;
  • обязательно открыть окна, форточки, обеспечить поступление свежего воздуха в комнату;
  • при возможности дать питье;
  • сбрызнуть кожу лица водой;
  • наложить влажную ткань на лицо;
  • можно провести отвлекающие действия – похлопать по спине, ущипнуть;
  • если больной в сознании попросить его провести задержку дыхания;
  • увлажнять вдыхаемый воздух;
  • вызвать рвоту, проведя раздражение корня языка.

Для увлажнения можно использовать ингалятор – небулайзер, при его отсутствии набрать в ванну горячей воды и поместить больного в ванной комнате.

Ингаляцию при помощи небулайзера можно провести с физиологическим раствором, минеральной водой. Также для ингаляций при ларингоспазме у детей применяются и медикаментозные средства, это позволяет быстрее снять приступ.

Можно использовать такие растворы при ларингоспазме:

Все растворы разводятся физиологическим раствором, дозировка всех препаратов согласовывается со специалистом.

Все растворы используются свежеприготовленные, повторное использование приготовленных растворов не допускается.

Также детям можно дать антигистаминные средства при наличии аллергии:

Обязательно учитывается возраст и вес больного.

Бригада врачей применяет и гормональные препараты системного действия при ларингоспазме:

При возникновении удушья требуется неотложная помощь в виде проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

При неэффективности всех методов консервативного лечения ларингоспазма проводится экстренная интубация трахеи с наложением трахеостомы.

При развитии ларингоспазма у детей они подлежат госпитализации в стационар, лечение преимущественно осуществляется в отделении отоларингологии.

Это объясняется тем, что имеется всегда риск повторения развития ларингоспазма.Дети после ларингоспазма подлежат диспансерному наблюдению у педиатра и отоларинголога.

Для предупреждения возникновения приступа ларингоспазма, ребенок должен соблюдать профилактические мероприятия:

  • регулярные прогулки;
  • повышение содержания кальция в рационе питания;
  • общее кварцевание;
  • занятия, способствующие расслаблению – рисование, массаж;
  • естественное вскармливание;
  • рациональное питание;
  • закаливание.

Для предупреждения тяжелых осложнений необходимо вовремя оказать помощь при ларингоспазме.

источник

Читайте также:  Алгоритмы действий при ларингоспазме