Меню Рубрики

Упражнения на коррекцию афонии

Характерным признаком функциональных дисфоний яв­ляется отсутствие грубых органических изменений в горта­ни. Наблюдаемые иногда при данном заболевании незначи­тельные изменения являются вторичными: развиваются вследствие длительного неправильного голосоведения.

Наиболее часто функциональные дисфоний возникают на фоне неврологических состояний различной этиологии, по­этому больные с этой патологией в первую очередь нуж­даются в лечении у психиатра или психоневролога. Фо-нопедическую терапию целесообразно проводить на фоне медикаментозного или психотерапевтического лечения. Цель фонопедической терапии в данном случае — вызыва­ние звучного голоса и введение его в спонтанную речь с со­блюдением основных приемов физиологичного голосоведе­ния. Наиболее выраженный эффект обеспечивает тесный контакт психиатра и логопеда, так как проводимая в ходе логопедических занятий рациональная психотерапия дол­жна быть обязательно согласована с психиатром.

Звучный голос у данных больных может быть вызван с помощью различных приемов, которые не являются аб­солютными, так как самым важным для успеха лечения будет факт появления звучного голоса, что убеждает боль­ного в перспективности восстановления голосовой функ­ции. Наиболее вероятно вызывание голоса от кашлевого толчка, звуков к, ж, двугубного в с последующим введени­ем голоса в слоги с этими согласными. После появления воз­можности произносить слоги громко следует немедленно переходить к произнесению коротких слов и бытовых фраз с включением в них звуков, от которых был вызван голос, а затем сразу же стимулировать переход на общение голо­сом в быту.

При функциональной дисфоний, как ни при каких дру­гих голосовых расстройствах, требуется индивидуальный

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 109

подход к выбору фонопедических приемов и упражнений. Ме­тодику лечения необходимо подбирать строго дифференциро­ванно для каждого конкретного больного. Однако, учитывая специфику заболевания, не рекомендуется заставлять больных многократно повторять различные фонопедические упражне­ния, а нужно выбрать минимальное их количество, стремясь как можно быстрее убедить больного в том, что он может гово­рить голосом в быту и должен перейти на такое общение.

Многолетние катамнестические наблюдения позволяют сделать вывод об эффективности комплексного медикамен­тозного, психотерапевтического и фонопедического лечения данных больных.

Коррекция голоса при спастической дисфонии. Спасти­ческая дисфония — тяжелое нарушение голоса, проявляю­щееся в прерывистости и сдавленности звучания.

Клиническая картина спастической дисфонии была опи­сана довольно давно, однако до настоящего времени нет еди­ного мнения о достаточно эффективном методе лечения это­го тяжелого заболевания. Наиболее подробно комплексная система восстановительного лечения спастической дисфонии, разработанная и применяемая в Московском научно-исследо­вательском институте уха, горла и носа МЗ РСФСР, описана в работах под руководством Ю.С. Василенко (1980, 1984). По мнению авторов, спастическая дисфония является фун­кциональным нарушением, обусловленным дискоорди-нацией динамического процесса фонации. Ее чаще всего на­блюдали у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму (смерть близких, автомобильную ката­строфу) или длительно находившихся в психотравмирую-Щей ситуации (конфликт в семье, на работе).

Больные со спастической дисфонией говорят монотонным, сдавленным, прерывающимся во время фонации голосом, сила которого непостоянна: она изменяется при произнесе­нии даже одной фразы от шепота до громкого нормального звучания. При этом фонаторные рефлексы — плач, смех, ка­шель — не нарушены. Отмечается выраженное сопутствую­щее напряжение мышц живота, шеи, иногда лица. Часто боль­ные говорят на задержанном вдохе или пытаются фонировать н а вдохе высоким фальцетным голосом, т. е. наблюдается полная дискоординация дыхания и фонации.

Логопедическое обследование, проведенное О.С. Орло­вой, позволило выявить у больных вялость артикуляцион­ной моторики, плохую переключаемость с одного артику­ляционного уклада на другой, повышенную двигательную утомляемость. У них отмечены нарушения и в общей двигательной сфере: движения неловкие, плохо коорди­нированные, общая вялость часто сменяется напряженнос­тью, затруднено удержание двигательной программы и от­мечается инертность двигательных актов.

О.С. Орлова выделила три группы больных в зависимости от выраженности спазмов, наличия голосового тремора, изменения тембра звучания за счет дополнительных призвуков, изменения тональности. При этом особое внимание уделялось характеру голосовой атаки, напря­женности наружных шейных мышц, состоянию артикуля­ционной и общей моторики, наличию синкенезий:

первая группа — I уровень нарушения: незначительные изменения голоса;

вторая группа — II уровень нарушения: умеренные изме­нения голоса;

третья группа — III уровень нарушения: тяжелые изме­нения голоса.

У больных первой группы голос слегка охриплый, при фо­нации наблюдаются единичные кратковременные спазмы. Показатели функционального состояния гортани — время максимальной фонации, скорость спада уровня звукового дав­ления, интенсивность — приближаются к норме. Слоговая разборчивость речи высокая — 58—72%.

Голос больных второй группы низкий, грубый, напряжен­ный, с ярко выраженными добавочными шумовыми призву­ками. Голос в потоке речи постоянно меняется — от твердо­го голосового начала к придыханию, нормальному звучанию и вновь патологическому. Иногда отмечается диплофония. У некоторых больных фонация сопровождается артикуля­ционными моторными судорогами, тиком век, судорожны­ми сокращениями лицевой и шейной мускулатуры.

Наиболее тяжело и стабильно все описанные выше симп­томы проявляются у больных третьей группы. Общение та­ких больных с окружающими крайне затруднено из-за спаз­мов, постоянно прерывающих напряженный, сдавленный,

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 111

хриплый голос. При этом слышен придыхательный шум. Голосовые модуляции крайне бедны, темп речи резко замед­лен. Больные не могут долго фонировать: время максималь­ной фонации у них 1—2 с. Судороги артикуляционной, ли­цевой и шейной мускулатуры постоянно сопутствуют фонации. Слоговая разборчивость речи низкая — 10—40%. Такое нарушение коммуникативной функции речи небезраз­лично для больных. В зависимости от фиксированности на дефекте О.С. Орлова и Л.Е. Гончарук (1983) выделяют так­же три группы больных.

Из изложенного выше ясно, что в лечении больных со спа­стической дисфонией должны участвовать оториноларинго­лог, психоневролог, физиотерапевт, однако ведущую роль в восстановлении голоса О.С. Орлова отводит коррекционной работе логопеда. Разработанная ею система логопедических занятий направлена на формирование и закрепление навы­ков правильного голосообразования и голосоведения. Весь курс восстановления голоса состоит из четырех этапов: I — подготовительный, II — подготовка физиологического и фо­национного дыхания, III — формирование нового механизма голосообразования, IV — закрепление навыков голосообра­зования и голосоведения. Курс стационарного лечения рас­считан на 30—35 дней при условии, что занятия с логопедом проводят 2 раза и самостоятельно 4—5 раз в день.

На подготовительном этапе проводят клиническое, пси­хологическое и педагогическое обследование больного. На основании полученных данных составляют план реабилита­ционных мероприятий. С целью активизации личности боль­ного, без сознательного участия которого трудно добиться успеха в лечении, коррекционно-педагогическую работу на­чинают с проведения рациональной психиатрии. Необходи­мо выработать адекватное отношение больного к нарушению голоса, убедить его в возможности добиться эффекта от ле­чения, чтобы он стал активным участником восстановитель­ного процесса.

На протяжении всего курса лечения в ходе индивидуальных бесед больному в доступной форме объясняют механизмы правильного голосообразования и голосоведения, суть и Цель каждого упражнения. В задачи подготовительного этапа входит также торможение навыков патологической

фонации и голосоведения. С этой целью больным назначают режим молчания. В период соблюдения режима молчания О.С. Орлова рекомендует им проводить артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, а также добиться легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ и языка в полном объеме. Автор предлагает сле­дующие упражнения:

1) гимнастика для нижней челюсти: опускание и подни­
мание, перемещение вправо — влево, движения вниз и впе­
ред с возвратом в обычное положение;

2) упражнения для губ: при фиксированном положении
нижней челюсти обнажить верхние и нижние зубы, пооче­
редно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; со­
брать губы в трубочку, а затем, обнажив верхние и нижние
зубы, оттянуть углы губ в стороны (беззвучная артикуляция
у, а затем и); закусить верхними зубами нижнюю губу, пос­
ле чего, преодолевая сопротивление, вернуться в исходное
положение; закусить нижними зубами верхнюю губу и по­
вторить упражнение;

3) гимнастика для мышц языка: широко открыв рот, удер­
живать расслабленный язык на дне полости рта на счет до
пяти; поочередно высовывать язык «лопатой» (широкий,
распластанный) и «жалом» (узкий, напряженный); кончик
языка поднять за верхние зубы, затем опустить вниз, пере­
местить вправо, влево, упереть в щеку, потом в другую; ши­
роко открыв рот, поочередно облизать кончиком языка вер­
хнюю и нижнюю губы; проталкивать язык сквозь сомкнутые
зубы;

4) упражнения для мышц мягкого нёба: широко открыть
рот и рассматривать в зеркале полость глотки (зевание), затем
закрыть рот и сделать зевок, не размыкая губ; имитировать
полоскание рта и горла воздухом. Все упражнения выполня­
ют медленно, плавно, четко, со зрительным контролем.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой все боль­ные выполняют вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость. При этом больные третьей группы выполняют только гигиенический само­массаж беззвучно, больные второй группы через некоторое

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113

время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе при­меняют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вна­чале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключе­ние со звонкими целевыми фонемами з, ж, в.

Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкульту­рой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь пра­вильного соотношения вдоха и выдоха. При этом использу­ют упражнения с произвольным замедлением частоты ды­хания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также сни­жает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц.

При проведении дыхательной гимнастики основное вни­мание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения боль­ные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффек­тивность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способ­ствует уменьшению общего напряжения, позволяет добить­ся плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии.

Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произно­сить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном вы­полнении упражнения зеркало запотевает.

О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к ди­намичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активно­сти. Задача динамической гимнастики — послужить коор­динирующим фактором дыхания и фонации. В процес­се восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, ч то основная задача этих занятий — снять напряжение мышц

гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражне­ния, косвенно влияющие на расслабление мышц голосово­го аппарата:

1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас­
слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно
расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на
четыре, шесть и восемь — выдох;

4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому
плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле­
чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас­
слабить мышцы шеи;

5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох —
наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про­
износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у.

Положительное влияние на речь оказывает также совер­шенствование общей моторики и координации. Можно при­менить упражнения на координацию движений для заикаю­щихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней.

К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго ин­дивидуально. С больными первой и второй групп занятия на­чинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утри­рованно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вна­чале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д.

Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произ­несение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально под­бирают материал, включающий из согласных фонем только

соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глу­хие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный.

Больные третьей группы начинают с отработки беззвуч­ной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем ше­потной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фоне­мы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

О.С. Орлова указывает также на эффективность жеватель­ных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные дви­жения, больные произносят слоги хммахнна, хммохнно, хммухнну, хммэхннэ, хммихнни.

Эти упражнения позволяют снять напряжение с артику­ляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от заня­тий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля.

Материал усложняют от слога к слову так же, как в пер­вой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают однослож­ные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением внача­ле на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней.

Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. При­меняют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением.

Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулатор­ных и стационарных условиях, она рекомендована к внедре­нию в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В резуль­тате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у боль­ных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавоч­ные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсив­ность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нор­мализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние.

Читайте также:  Что объединяет экзофтальм аллопеция розацея афония

источник

Тяжелые формы дисфонии, устранить которые невозможно только медицинским лечением, серьезно усложняют жизнь больного, особенно, если речь идет о ребенке. Комфортное общение со взрослыми и сверстниками является залогом нормального психо-эмоционального развития. Наибольшую эффективность показывается коррекция дисфонии на занятиях у логопеда. Упражнения подбираются исходя из причин нарушения, его степени, возраста пациента.

Логопедические упражнения при дисфонии основываются на определенных принципах. Их четкое соблюдение позволяет построить процесс коррекции максимально эффективно. Вот основы коррекционной работы:

  1. Комплексный подход и тесное сотрудничество с другими специалистами.
  2. Последовательность и систематичность коррекции.
  3. Сохранение нормально функционирующих механизмов голосового аппарата.
  4. Методичность коррекционных заданий.
  5. Терпеливость и доброжелательность.

Коррекционная работа при дисфонии начинается после обследования с отоларингологом, а при необходимости – и другими врачами. Дополнительно учитываются индивидуальные особенности голоса. Некоторые люди просто не способны взять какие-то тональности. Заставляя больного усиливать звучание нужно учитывать это, чтобы не сорвать голоса и не потерять то звучание, которое сохранилось до момента коррекции.

Важно! Упражнения подбираются от простых к сложным и переход к следующему начинается не раньше, чем пациент усвоил предыдущее.

Всю логопедическую работу при дисфонии разделяют на 4 этапа. Они позволяют корректировать дефект не просто постепенно, а последовательно. Описание каждого этапа представлено ниже в таблице.

Этапы
Фонопедическая работа
Рациональная психотерапия
  • Изучение личности и сбор анамнеза заболевания
  • Выявление причин дисфонии и подбор методов устранения нарушения
  • Создание лечебного режима
Подготовительный этап
  • Подготовка функционального базиса голосового аппарата
  • Обучение правильной гигиене голоса
Тренировка слухового восприятия
  • Обучение способности различать голосовые дефекты
  • Развитие слухового восприятия
Постановочный этап
  • Непосредственно постановка правильного звучания голоса

В среднем длительность коррекционной работы при дисфонии составляет около полугода. После ее завершения больной еще некоторое время сопровождается путем наблюдения. Чтобы сравнить динамику изменений проводятся дополнительные обследования: ларингоскопическое и аудиологическое. Если их результаты удовлетворительны, коррекцию можно прекращать.

Направления коррекционной работы при дисфонии и афонии включают развитие пяти отдельных сторон голосового звучания:

  1. Стимуляция мышц небной занавески.
  2. Развитие тембра.
  3. Развитие устойчивости тональности.
  4. Развитие диапазона.
  5. Коррекция интонации и выразительности голоса.

Каждое из представленных направлений имеет собственные упражнения для коррекции дисфонии.

Поскольку в создании голосового звучания участвуют практически все мышцы голосового аппарата, работу необходимо проводить с каждой из них по отдельности. Примеры упражнений представлены в таблице.

Цель коррекции
Упражнения
Стимуляция небной занавески
  • Пальцевый массаж от верхних резцов до маленького язычка.
  • Пальцевый массаж твердого и мягкого неба поперечного движения.
  • Толчки по мягкому небу с произношением короткого звука А.
Гимнастика мягкого неба
  • Выпивание воды маленькими глотками
  • Искусственное покашливание и зевание
  • Выполнение движений, имитирующих полоскание ротовой полости
Релаксация голосовых складок
  • Поворачивание головы в стороны с произношением ряда гласных звуков
Гимнастика нижней челюсти
  • Выполнение упражнений, имитирующих жевание

Важно! Упражнения для стимуляции мышц проводятся в полном объеме на каждом занятии, а вся последующая работа ведется постепенно. Переход к новому виду упражнений начинается после освоения предыдущего.

Коррекция афонии и дисфонии была бы невозможна без работы над развитием тембра. Именно благодаря ему создается яркое звучание голоса. Упражнения позволяют также повысить выносливость голосового аппарата. Вот основные из них:

  1. Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Больному необходимо сделать носовой вдох и при этом немного прогнуться назад. На выдох делается медленный наклон вперед. Одновременно с дыхательной гимнастикой произносится гласный звук А.
  2. Исходная поза – стоя (или стоя на коленях) с руками на груди. Больному предлагается делать наклоны вперед и на выдохе произносить поочередно несколько гласных звуков. Продолжительность однократного выполнения должна составить примерно 10 секунд.
  3. Исходная поза – стоя, руки опущены. Пациенту необходимо нараспев произнести определенные фразы, содержащие в себе много гласных звуков с широко раскрытым ртом.

Когда работа с тембром завершена, начинается коррекция устойчивости и длительности звучания.

Все задания в этом блоке выполняются стоя:

  1. Больному дисфонией необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко опускаются вниз с коротким звуком «О».
  2. Суть второго упражнения схожа с первым, но руки разводятся в стороны с протяжным А, а затем резко собираются вперед с коротким А.
  3. Руки разводятся в стороны и покачиваются по типу крыльев самолета, одновременно с этим произносится протяжный В. Завершается упражнение тем, что руки опускаются, а больной резко приседает с коротким звуком В.

Таким образом, достигается умение долго произносить звуки не меняя тембр и тональность.

Эти упражнения для коррекции дисфонии предполагают обучение самостоятельно изменять громкость звучания:

  1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале пациент тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.
  2. Больному предлагается ходить по кругу или на месте под звуки барабана, сопровождая их топотом: громким, если удары звучные и простым шагом, если они тихие. При этом голос дублирует действия произнесением словосочетания «топ-топ».
  3. Пациенту предлагается сосчитать до 10, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

В результате человек с дисфонией должен научиться не просто менять силу звучания, а делать это без крикливости и других резких звуков.

Здесь хорошо себя зарекомендовало простое упражнение на коррекцию дисфонии, которое называется «Самолет». Пациенту предлагается изобразить взлет и посадку. Сначала низким голосом и с опущенными руками произносится протяжный звук У, затем руки поднимаются в стороны и звучание становится более высоким, а при изображении посадки – снова низким. Таким образом появляется мелодика тона и изменяется высотная модуляция.

На развитие этой стороны речи оказывают хорошее влияние упражнения, сопровождающиеся яркой мимикой или движениям. Больному дисфонией необходимо изображать различные эмоциональные состояния: радость, усталость, болезненность и так далее.

Коррекция дисфонии и упражнения для развития голосовых навыков не отличаются особенной сложностью. Под наблюдением специалиста они дают хороший результат, возвращая нормальное звучание не только при этом нарушении, но и при афонии. Работа должна быть аккуратной и постепенной, а в остальном прогноз довольно положительный.

источник

Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции

Коррекционная работа при функциональных дисфониях стро­ится с учетом характера двигательных нарушений и преоблада­ющего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дис­фониях и функциональных афониях с преобладанием гипертону­са основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыка­тельной способности голосовых складок, укрепление нервно-мы­шечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиоло­гичные и эргономичные типы фонационного дыхания.

Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастиче­ских дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:

1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

2) нормализация мышечного тонуса;

3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде стра­ха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на пре­одоление нарушения;

4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;

5) введение сформированного механизма голосообразования
и голосоведения в повседневную речь.

Фонопедическая коррекция функциональных нарушений го­лоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.

Логопедическая работа осуществляется на фоне медикамен­тозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воз­действий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.

Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюде­ния режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) ар­тикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в пол­ном объеме легких, свободных и четких координированных дви­жений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслаб­ляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавли­вает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мы­шечную усталость, придает бодрость.

2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.

Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздей­ствия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь от­рабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оп­тимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнас­тику, направленную на координацию дыхания и фонации.

3. Этап формирования оптимального физиологического механизма
голосообразования.

Целью этого этапа работы становится восстановление (созда­ние) рационального механизма голосообразования. Занятия орга­низуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинесте­зии, а также с целью достижения и закрепления плавного смы­кания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.

При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия на­чинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и глас­ных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные ре­зультаты выполнение жевательных упражнений, которые предло­жил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется исполь­зовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.

При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предус­матривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — про­изнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотирован­ным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.

4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирова­ния навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении пра­вильной изолированной фонации. На заключительном этапе мож­но выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механиз­ма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение пра­вилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профи­лактики рецидивов.

Введение поставленного голоса в речь осуществляется с ис­пользованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом кон­кретном случае преобладают соноры, смычные или другие необ­ходимые звуки.

Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуаль­ных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятель­ности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагае­мыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном ва­рианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение при­обретает психологическая коррекция.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9345 — | 7417 — или читать все.

источник

Будем тверды в достижении цели
и мягки в средствах ее достижения.
Аквавива.

Как приятно слышать размеренную, спокойную, негромкую речь. Невольно заслушиваешься и удивляешься способности красиво и правильно пользоваться свом речевым аппаратом.

В дошкольном возрасте очень часто встречаются нарушения речи, которые сопровождаются нарушениями речевой моторики. Это, чаще всего, дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства. Дети дошкольного возраста часто разговаривают громко или тихо, зависит от темперамента и особенностей характера, не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Все эти нарушения могут быть исправлены в дошкольном возрасте и, не иметь осложнений в дальнейшем развитии. В речевых группах детского сада особенно заметны нарушения голоса, так как они могут сопровождать тяжелые нарушения речи. Своевременная помощь детям в коррекции голоса дает возможность устранять и другие нарушения речи.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений — от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Читайте также:  Что объединяет эти четыре слова афония розацея аллопеция экзофтальм

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Данные заносятся в таблицу.

Ф.И. ребен-ка Длительность Сила Высота Модуляция
Короткий Длинный Тихо Громко Шепотом Высокий Низкий Понижение Понижение

Коррекционная работа строится по принципам:

  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] — растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги —
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование»

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.
Читайте также:  Что объединяет слова экзофтальм алопеция розацеа афония

источник

Основная задача реабилитационных мероприятий – устранение этиологического фактора, формирование оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

3 этапа фонопедической работы:

· — подготовительный.

Задачи: — всестороннее обследование ребенка с целью составления плана дальнейшей коррекционной работы; — ослабление патологических речевых связей; — активное сознательное включение в тренировку; — подготовка дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам; — развитие речевого слуха; — координация общей и мелкой моторики.

· — формирование нового механизма голосообразования

Задачи: — активное формирование навыков речевого дыхания; — воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

· — закрепление и автоматизация речевого стериотипа.

Задачи: — закрепление полученных навыков; — расширение диапазона звучания и развитие выносливости к голосовым нагрузкам.

Цель восстановительного лечения голосовых нарушений реал-ся в 2-х направлениях:

1. Восстановление органической структуры артик. и голос-го аппарата.

2. Коррекция поведения и личности говорящего, выработка правильного речевого стереотипа и техники голосообразования.

Для достижения оптимальных функциональных результатов м/б использованы фонохирургия, медикаментозное лечение; применены разные приборы для тренировок, психотерапия,голосовой тренинг.

Принципы коррекционно-педагогической работы по восстановлению голоса у детей с нарушением голоса:

· принципы специальной педагогики:

пр. активности. (гл. задача логопеда – обеспечить активность обучающегося);

— пр. мотивированости. (у тренирующегося должна быть сформирована потребность активно и сознательно работать, знать реальную перспективу тренировок.)

— пр. последовательности и систематичности. (мотивация обучения позволяет систем-но и послед-но усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка)

— пр. этапности, ситемности и концентричности в подаче материала.

— пр. развивающего обучения (при выборе упр-ний для реализации конкретных задач следует подпирать упр-я несколько более сложные, чем может выполнить ребенок, но не настолько сложные, чем те которые он и не пытается повторить).

В процессе реабилитации голоса у детей с нарушением голоса важными явл-ся постановка и воспитание голоса, а также психотерапевтическое воздействие, направленное на активное участие ребенка в процессе формирования и развития голоса.

Под постановкой (воспитанием) голоса понимается развитие определенных навыков голосообразования и голосоведения в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Осн. цель – добиться выносливости голосового аппарата к интенсивным речевым нагрузкам и обеспечить возможность его работы с минимальной затратой энергии, но максимальным акустическим эффектом.

Комплекс реабилитационных мероприятий вкл-ет следующие разделы: психотерапию, работу над фонационным дыханием, развитие артикуляционо-резонаторной системы, расширение диапазона звучания, развитие речевого слуха, работу по координации как общей, так и речевой моторики.

— Психотерапияпредполагает индив.подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Осн. средства: беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лечения. Гл. задача – активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного лечения, создание положительного фона для адаптации в обществе.

При первой встрече важно установить контакт, найти правильный подход. Важное внимание уделяется объяснению механизмов нарушения. При этом следует устранить тягостное представление о болезни, раскрыть в доступной форме механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Положительное влияние оказывает записи голоса детей прошедших курс лечения, личные встречи.

Широко используется методы:

— отвлечение от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях (игровые ситуации, различные технические средства, работа над дыханием и артикуляционной моторикой и т.д);

— метод саморегуляции, в частности аутогенной тренировки (АТ). Занятия АТ позволяют достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем проводить целенаправленные воздействия на те или иные вегетативные или психические процессы; позволяет преодолеть мышечное напряжение дыхательной и фонаторной мускулы, что в свою очередь закрепляет правильный механизм фонации.

АТ полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях.

Постановка дыхания.

Осн. ошибки фонационного дыхания – неэкономное использования воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматические и логические членения речевого потока; преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, кот-е соправождается сильным подъемом плечевого пояса, в рез-те чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

Главное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придаются обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса – это единый процесс. Те качества дыхания, которые нужны в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения дикционных и голосовых упражнений.

Основное внимание при подборе упр-ний направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умения произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упр-я подбираются по принципу соединения тренировачных гимнастических и дыхательных упр. со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хороших результатов в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упр-ний составляется индив-но с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Сюда входят:

Статические дыхательные упр-я. Осн. задача –воспитать смешано-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового и ротового дыхания, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

Динамические дыхательные упр-я. Облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющих на процесс фонации.

Фонационные дыхательные упр-я.

На подгот. этапе занятия начинаются со статич-х дыхат упр-й, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные.

На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индив-х возможностей и клинического диапазона.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков исп-ся разной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.

1. Статические дыхательные упр-я.Исп-ся на подгот-ом этапе, как средство предупреждения дисфонии,

при нарушении голоса в независимости от характера заболевания.

На первом этапе уделяют внимание тренировке нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, организации правильного дыхания. Для этого исп-ся прибор «TRIFLO-II».

При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и вперед. Большое значение придается тренировке носового вдоха. Отрабатывается короткий бесшумный вдох, что позволяет избежать сухости ротовой полости, усиливающей неприятное субъективные ощущения (навязчивое откашливание, чувства инородного тела, «комка» в гортани).

Осн задача логопеда при проведении тренировок – объяснить ребенку «как выполнить» и «что почувствовать». Для правильного звучания голоса нужен длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладного и ротового давления и так называемая «опора дыхания». Под «опорой дыхания» понимается сознательное сохранение выдыхаемой установки, которая достигается правильной осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглоточной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.

После установления ровного ритмичного дыхания через 5-7 дней занятий следует переходить к формированию навыка дыхания во время двигательной активности.

2. Динамические дых. упр.Выбор комплекса динам-х дых упр-ний зависит не только от физич-х возможностей, но и учитывает выявленные при обследовании недостатки голоса.

Динам-е дыхат упр-я прводят в сочетании с движением туловища, рук, шеи. Осн. цель тренировок достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжений выполняются плавные и медленные движения.

В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности и упругости мышц, предупреждают их утомляемость и напряженность.

Для автоматизации и закреплении правильных механизмов дыхания подбираются упр-я, приближенные к естественным условиям жизни человека(ходьба,поъем по лестнице, выполнение физических нагрузок). Выполнение динам-х упр-й совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания. Многократно повторяемые упр-я становятся стериотипными и автоматизированными, в рез=те чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, кот-е опеспечивает оптимальное звучание.

3. Фонационные дых-е упр-я.Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упр-ний осущ-ся статически или динамически (медленное разведение рук в стророны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т.д), тренируется длительный выдох.

Далее выбор речевого материала зависит от индив-х особенностей детей, подбирается в соответствии с задачами обучения.

При гипотонусной дисфонии реком-ся произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контралируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.

При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях гортани и глотки в некот-х случаях исп-ют придыхательную фонацию, занятие начинают с мысленного произнесения звука, далее отрабатывают артикуляцию гласных, и упр-я постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию, фразе. Следует обращать внимание на распределение дыхания во время речи: избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении заданий.

Следует контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.

Тренировку выдоха проводят при произнесении одних и тех же простых поговорок, пословиц, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, дети произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказывания.

Далее в тренинг включается рифмизированая стихотворная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.

При выборе реч-го материала нужно ориен-ся на звуки, наиболее хорошо произносимыми детьми. Тексты подбираются с учетом интересов детей, что облегчает процесс автоматизации.

Тренировки желательно проводить по 5-10 минут с интервалом 10-15 мин. В зависимости от соматического состояния ребенка и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки реком-ся повторять упр-ния 2 раза в день самостоятельно.

Формирование голосовой атаки.

При твердой атаки воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, кот-е раскрываются одним ударом. Напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении согласного «п». Такая техника исп-ся на начальном этапе, при послеоперационной ринолалии в случае укороченного мягкого неба, при порезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.

При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха (демонстративна при произнесении слов «холм», «хата», «халат»). Этот тип реком-ся при гипертонусной дисфонии, при узелках голосовых складок.

При мягкой голосовой атаке складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается оптимальное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колебаний и безупречное звучание.

Конечная цель фонопедических занятий – это формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения.

Формирование навыка правильного голосообразования. Постановка голоса строго индивидуальный процесс. Начинать голосовые тренировки следует только после согласования с врачом-фониатором.

Приступая к коррекции, следует обратить внимание на начало зв/образование или атаку (наиболее физиологичной явл-ся мягкая). Важно выбрать правильную тональность и интенсивность звучания. Выбор базовых звуков обусловлен клиническим диагнозом и зависит от хар-ра смыкания голосовых складок, тональности звучания и голосовой атаки.

Вначале продолжительность занятий не превышает 2-3 минут с 5-10 мин. перерывом, постепенно время занятий удлиняются и заключительном этапе достигает 15-20 мин при 4-5-разовом выполнении в течение дня.

Осн. цель этого этапа – формир-ие оптимального звучания при наименьшем напряжении – реализуется ч/з првильно подобранные индив-е для каждого ребенка базовые звуки и слоги, интенсивность и тональность звучания.

Традиционно применяются сонорные звуки «м» или «н» как базовые при различных нарушениях голоса: психогенной афонии, гипотонусной дисфонии, порезах и параличах гортани, ларингитах, узелках и полипах голосовых складок.

Опыт показывает , что для некот-х больных предпочтительными оказываются иные способы вызывания и постановки голоса.

При психогенной афонии положительный результат достигается на инспирированной фонации сонорных и гласных звуков. Этот же прием исп-ся при порезах и параличах гортани, у больных с функциональными нарушениями, болезненной фиксированностью на патологическом механизме фонации.

При гипотонусной дисфонии, порезах и параличах гортани лучшие результаты достигаются при произнесении закрытых слогов с глухими взрывными согласными (крак, крок, крук, крэк, крик).

При гипертонусной дисфонии, фарингитах и ларингитах хорошие результаты получаются при отработке вначале артикуляции гласных, затем шепотной фонации, далее тихого звучания.

Важным разделом также явл-ся формирование и развитие слухового контроля. В качествам фонем-го слуха и восприятия, необходимых для коррекции нарушения просодической стороны речи, относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию,тремолирование, глухость и т.д), изменение интонации, логическое ударение во фразе.

Эффективным методом автоматизации и закрепления голосовых и просодических навыков явл-ся обучение диалог-й речи.

Следующим этапом работы над голосом явл-ся расширение диапазона звучания.

Направления: — развитие силы голоса

— совершенствование интонационной стороны и выразительности речи.

— произнесение различного по степени сложности речевого материала на шепоте, тихим голосом, далее с постепенным усилением звучания;

— проговаривание тестовых заданий с постепенным изменением высоты;

— отработка вопросительной и утвердительной интонации в разных коммуникативных ситуациях;

— изменение темпа выполнения заданий.

Развитие темпо-ритмической модуляции проводят, сочетая движение и речь. Это позволяет детям сознательно управлять темпом и ритмом речи в зависимости от ситуации.

Курс заканчивается произнесением специально подготовленных текстов, раскрывающие возможности природных данных ребенка.

Эффективность восстановительной терапии зависит от времени начала коррекционной работы, длительности заболевания и должна быть обеспечена медико-педагогическим воздействием.

Гигиена голоса и предупреждение дисфонии у детей. Степень выразительности голоса определяется не только его природными возможностями, но и систематическими тренировками. Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание гигиены голоса и их соблюдение. Проведение профилактических мероприятий (разъяснение правил гигиены голоса, обучать детей разговаривать тихо и спокойно в соответствии ситуации, избегать чрезмерной громкой речи и пения) явл-ся осн задачей родителей, воспит-лей д/с, учителей.

Вокальный репертуар подбирается с учетом возрастного диапазона голоса: 7 лет – от «c1» до «c2»; 9-13 лет – от «а» до «с2» — у мальчиков и «h1»- «е2» — у девочек.

Особое внимание гигиене голоса уделяется в период мутации. Следует избегать пения в хоре, но индив-ое пение под руководством опытного педагога м/б полезным.

Большой вклад в разработку фонопедических приемов восстановления голоса при органических и функциональных нарушениях внесли Е.С.Алмазова, С.Л. Таптапова, И.И Ермакова, Е.В. Лаврова, Орлова О.С и др.

источник