Меню Рубрики

Развитие речи при афонии

Люди давно привыкли к тому, что они обладают способностью разговаривать, поэтому воспринимают это явление как само собой разумеющееся. Человек может, не задумываясь, владеть речью и издавать различные звуки. А вот для некоторых людей голос – это важный инструмент, который они используют в своей профессиональной деятельности. К этой категории относятся учителя, артисты, певцы, политики и многие другие. Потеря голоса – это сигнал того, что в организме произошли какие-то нарушения. Поэтому не стоит пускать все на самотек, выжидая, что проблема уйдет сама. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который установит причины заболевания и предложит рациональное лечение.

Говоря научным языком, афония – это состояние, когда голос теряет звучность. Часто при этом человек может говорить шепотом, но порой и эта функция отсутствует. Во время кашля звуки могут проявляться, однако при определенных заболеваниях и он беззвучен. Иногда в процессе разговора у больного человека проскакивают тонкие нотки, но в большинстве случаев звучания голоса нет.

Дисфония имеет несколько другое значение, так называют тембральные изменения голоса. Человек способен издавать звуки, но его голос звучит сипло, гнусаво или хрипло. Такое состояние характеризуется как частичная потеря голоса, тогда как афония – это полное отсутствие звучания.

Существует целый ряд голосовых расстройств, которые характеризуются частичной или полной потерей звучания (фонации). Такие патологии чаще всего встречаются у людей, чья профессиональная деятельность связана с речевым аппаратом (артисты, вокалисты, учителя, телеведущие и т. д.). Нарушения фонации связаны с высокой нагрузкой на голосовые связки. У подростков такое состояние наблюдается в период полового созревания. Примерно от 6 до 24 % детей в этом возрасте испытывают нарушения фонации при мутации голоса.

Речевые патологии бывают различных видов:

Около 41 % детей сталкиваются в своей жизни с проблемами речи. Такие патологии негативно сказываются на психоневрологическом состоянии человека, не дают полноценно развить коммуникативные способности, ограничивают выбор профессиональной деятельности.

Дисфонии, афонии относят к медико-социальным проблемам, поэтому их изучением занимаются не только медицинские работники, но и педагоги.

Неправильное функционирование голосовых связок приводит к нарушениям звукообразования. Происходит полное или частичное несмыкание связок, из-за чего человек не может полноценно разговаривать, а то и вовсе не способен произносить какие-либо звуки. Причины афонии довольно разнообразны:

  • Воспалительные процессы в гортани при таких заболеваниях, как ларингит, дифтерия, ОРВИ.
  • Раздражение слизистых оболочек гортани при вдыхании дыма, различных веществ, вызывающих аллергическую реакцию. Холодный и сухой воздух также является раздражителем.
  • Наличие опухоли.
  • Неврологические заболевания.
  • Психологические состояния: стресс, волнение, нервное перенапряжение, в более редких случаях — психические расстройства.
  • Пороки врожденного характера, связанные с развитием аппарата связок.
  • Поражен нижний гортанный нерв.
  • Попадание небольших инородных тел в гортань.
  • Получение травмы. К этой категории можно отнести проведение операций на шее, а также постановку зонда для введения наркоза.

Нарушения голоса бывают двух типов классификации: органические и функциональные. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них.

Причины при голосовых нарушениях органического типа делятся на два вида:

  • Центральные. Это когда афония и дисфония возникают вследствие анартрии и дизартрии. У человека нарушается работа голосового аппарата в связи с параличом или парезом связок, которые, в свою очередь, вызваны поражением нервной системы, а также патологиями ствола и коры головного мозга. Яркий пример такого состояния – заболевание ДЦП.
  • Периферические. Нарушение голоса возникает после перенесенных воспалительных заболеваний гортани (ларингит, ожог и т. д.). Сюда же относятся и анатомические изменения аппарата связок (опухоли, травмы, операции на гортани).

Нарушения голоса функционального типа, так же как и органические, бывают периферического и центрального вида. Афония голоса может возникнуть при психотравмирующей ситуации. Такое расстройство речи относят к центральным функциональным нарушениям. Чаще всего оно возникает у представительниц слабого пола, которые склонны к невротическим расстройствам.

Периферические нарушения часто связаны с большими нагрузками на голосовой аппарат. В переходном возрасте патологические голосовые мутации бывают вызваны нарушениями в работе эндокринной системы, перенапряжением связок, курением в раннем возрасте.

Гипертонусная дисфония и афония – это состояние, к развитию которого приводит чрезмерное форсирование голоса. Патология может быть вызвана двухсторонним миопатическим парезом гортани, который чаще всего возникает от сильного перенапряжения голоса во время заболевания дифтерией, ОРВИ и т. д.

Чтобы установить причину возникновения патологии, может потребоваться помощь таких специалистов:

Для постановки диагноза проводят диагностику:

  • Ларингоскопия помогает выявить воспалительные и анатомические изменения связок.
  • КТ и рентгенография выявляют опухоли в гортани.
  • Стробоскопия дает оценку функциональному состоянию складок голосового аппарата.
  • Электроглоттография определяет динамику изменений в голосе.

Логопед занимается исследованием голосовых характеристик.

Афония – это довольно серьезная патология, которая приводит практически к полной потере голоса. Причин её возникновения много, поэтому при появлении такой проблемы нельзя заниматься самолечением. Нужно как можно быстрее обратиться за помощью к доктору, так как от выявления первопричины заболевания будет зависеть выбор проведения терапии.

Важно следовать рекомендациям специалиста, в таком случае лечение будет проходить наиболее эффективно.

При афонии могут назначаться антигистамины, успокоительные средства, противомикробные препараты, а также ингаляции. Но выбор лечения подбирается индивидуально, так как напрямую зависит от первопричины появления патологии. В некоторых случаях, чтобы устранить проблему, требуется проведение операции.

Человек, столкнувшийся с таким заболеванием, как афония, для стабилизации своего состояния должен:

  • Полностью отказаться от спиртных напитков, кофе и различных специй, так как эти продукты могут вызывать раздражение слизистых оболочек гортани.
  • Соблюдать голосовой режим. Нужно как можно больше молчать. Запрещено кричать и петь, так как это дает лишнюю нагрузку на связки.
  • На время лечения отказаться от курения, потому что дым негативно влияет на голосовой аппарат. По той же причине рекомендуется исключить резкие запахи.

Лечение афонии можно проводить с помощью народных средств. Но здесь нужно помнить, что не все способы, используемые в народной медицине, хороши. Например, существует старинная традиция пить сырые яйца при проблемах с голосом. Ею очень часто пользуются вокалисты. Яйца действительно обладают полезными свойствами и оказывают положительный эффект на связки. Но в этом случае очень сильно возрастает риск заразиться сальмонеллой, а это весьма серьезное заболевание.

Очень часто при потере голоса люди начинают прогревать шею при помощи водочных компрессов и различных мазей с согревающим эффектом. Делать это категорически запрещено, так как причиной афонии может быть опухоль в гортани. Такая процедура лишь навредит больному. Если вы все же решились прибегнуть к прогреванию, предварительно проконсультируйтесь у врача, чтобы не нанести ущерба здоровью.

В качестве народного средства при афонии используют:

  • Ингаляции с отваром дубовой коры и ромашки с добавлением соды.
  • Сок из белокочанной капусты (свежевыжатый). Употребляют по 100 мл 3 раза в день.
  • Отвар из чесночных долек. Варить нужно до тех пор, пока зубчики не станут мягкими (это уберет остроту).

Чтобы избежать потери голоса, нужно соблюдать определенные правила:

  • Укреплять голосовые связки.
  • Необходимо следить за регулировкой громкости голоса, особенно если профессиональная деятельность связана с нагрузками на связки.
  • Полностью отказаться от курения и алкоголя.
  • Укрепить иммунную систему (правильное питание, занятия спортом, режим сна и т. д.).

Афония – это потеря голоса, которая может возникнуть у любого человека. В большинстве случаев такая патология довольно успешно поддается лечению. Главное — вовремя обратиться к врачу за своевременной помощью.

источник

Потеря голоса, при которой человек может говорить шепотом, называется афонией: это состояние в МБК-10 шифруют кодом R49.1. Это заболевание иногда путают с дисфонией. В отличии от неё, афония — это то, что вызывает полную потерю голоса: нет никакой осиплости, хрипоты — для говорения доступен только шепот. Между этими двумя заболеваниями есть один общий фактор — нарушение функции говорения, а механизм его возникновения отличается.

Помимо отсутствия возможности говорить громко, возникают такие симптомы:

  • боль в области гортани;
  • затруднение при глотании;
  • спазмы в области голосовых связок.

При проявлении симптомов афонии задачей доктора становится поиск причин этой патологии, ведь это расстройство является следствием другого заболевания — неврологического, психического, функционального или органического.

Существует 4 разных формы афонии, которые разделены по 2 признакам — происхождение и механизм поражения.

  1. Истинная афония появляется, когда гортань поражается в результате разных форм инфекционных заболеваний, которые локализируются в области гортани. Например, при остром ларингите, дифтерийном крупе. Также причиной может быть паралич мышц гортани, возникающий в результате травм головы, инсульта. Ещё одна причина — новообразование, которое препятствует смыканию и вибрации связок.
  2. Паралитическая афония, которая становится результатом оперативных вмешательств на горле или следствием интокцикации, которая появилась на фоне инфекционного заболевания. Иногда паралитическая форма возникает из-за развития заболеваний нервной системы, например, сирингомиелии. Такое состояние наступает из-за того, что поражается нижний гортанный нерв.
  3. Спастическая форма в отличии от паралитической проявляется в виде спазма мышц гортани. Из-за такого сокращения щель между голосовыми связками становится узкой, а вибрация невозможной. Для этой формы характерно возникновение болей в области гортани, затруднения при глотании, потому что спазмированные мышцы не пропускают комок пищи.
  4. Афония, как функциональное нарушение — это результат нарушения рефлекторных механизмов, а также перенапряжения голосовых связок пением, криком. Также эту форму афонии называют психогенной, поскольку её причиной становится внутриличностный или социальный конфликт. Чаще всего такая форма возникает у женщин в результате стресса, истерии. Примерно так возникает истерический мутизм, при котором голос пропадает, а возможность смеяться, кашлять остаётся. Механизм возникновения при этом заключается в иррадиации сильного нервного импульса настолько, что в эту зону попадает отдел, отвечающий за контроль фонации.

Одна форма этого заболевания может со временем перетекать в другую.

Например, пациенту сделали операцию на щитовидной железе, что привело к потери голоса. Со временем функция восстановилась, а через время на фоне сильного эмоционального потрясения вновь пропал. Именно поэтому прежде, чем назначать схему лечения, нужно собрать анамнез, который поможет понять причины потери голоса.

О том, что такое афония и чем она обусловлена, начали серьёзно заниматься уже в 50-хх годах. До Второй Мировой войны доктора останавливались только на том, что потеря голоса обусловлена психическими нарушениями, истероидными состояниями.

Развитие диагностического инструментария и расширение спектра оперативных вмешательств обусловило расширение диапазона причин возникновения полной потери голоса:

  • Инфекционные заболевания гортани, из-за чего мягкие ткани воспаляются и спазмируются. К этой категории относятся и болезни нижних дыхательных путей, которые обуславливают развитие воспалительного процесса по пути прохождения воздуха.
  • Перенапряжение голосовых связок из-за профессиональной деятельности. В таких случаях может сначала развиваться дисфония, которая при отсутствии лечения переходит в афонию. Эта причина обуславливает развитие истинной или спастической афонии.
  • Новообразования в гортани.
  • Травматические повреждение в результате несчастных случаев или после медицинских манипуляций. Например, после интубации наблюдается органическая форма.
  • Токсические воздействия табачного дыма, окружающей среды с высокой концентрацией газов, а также работа в условиях горячих цехов на промышленных предприятиях — всё это провоцирует развитие патологии гортани.
  • Длительное нахождение в условиях холодного и сухого воздуха, что характерно для горной местности.
  • Психогенная природа: испуг, приступ огромного страха, нервное потрясение, конфликт с высоким зарядом эмоций — всё это провоцирует выброс большой дозы адреналина и расширение зоны возбуждения в коре головного мозга. Эта группа факторов обуславливает функциональную афонию.
  • Нарушение иннервации нижнего гортанного нерва, что происходит в 4 случаях: болезни нервной системы, кровоизлияния в мозг, травмы и операции. В таких случаях говорят об паралитической форме афонии.

Комплексная диагностика помогает выявить истинные причины развития афонии. Для этого используют такой перечень исследований:

  • Сбор анамнеза и его детальный анализ.
  • Осмотр гортани с забором мазка со слизистой для установления причин развития воспалительного процесса.
  • Ларингоскопия для детального осмотра состояния слизистой
  • Для исключения развития опухолевых процессов назначают такой комплекс исследований: УЗИ, рентгенограмма, компьютерная томограмма области шеи и груди.
  • При наличии новообразований — биопсия.

Также может возникнуть необходимость в консультациях невропатолога, эндокринолога, хирурга, психиатра, психолога.

Терапия афонии предполагает комплексный подход. В одних случаях это антибактериальная и фитотерапия в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, в других — комплекс психотерапии и дыхательной гимнастики. В любом из случаев нужно соблюдать голосовой режим, чтобы снизить нагрузку на голосовые связки.

Более радикальные меры — это иссечение рубцов на голосовых складках, удаление опухоли. При спастической афонии возможен массаж воротниковой зоны, который способствует расслаблению мышц гортани. При их парезе прямое терапевтическое воздействие на область гортани никакого эффекта, к сожалению, не принесёт. Необходимо устранять именно неврологическую причину, поскольку в таких случаях паралитическая афония — это симптом, часть проявления картины другого заболевания.

Предупредить можно только 2 типа афонии — органическую и спастическую. В группе риска находятся люди, чья профессиональная деятельность связанна с активным говорением, а также те, кто сталкивается с большим потоком людей. Первым нужно придерживаться голосового режима, вторым — принимать поливитамины, укреплять иммунитет, чтобы избежать осложнений в следствии ОРВИ, гриппа.

Если на фоне эмоционального потрясения наблюдалось кратковременная потеря голоса, онемение, важно своевременно обратиться к психологу, психотерапевту, чтобы разобраться с причинами возникновения такой реакции и безопасным способом разрядить то эмоциональное напряжение, которое возникло в момент «онемения». Это и есть профилактика функциональной афонии.

источник

Индивидуальные логопедические занятия по восстановлению речи при акустико-мнестической афазии у больных перенесших сосудистые поражения головного мозга в условиях стационара

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия — акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975). А. Р. Лурия считает, что в её основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слухоречевых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания серийно-организованного высказывания.

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Читайте также:  Причины функциональной дисфонии и афонии

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только повышенной тормозимостью слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: больной может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, пациент может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан.

Нарушение экспрессивной речи.

При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер. Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Нарушение чтения и письма.

При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слагаемым.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Для преодоления речевых расстройств у больных с акустико-мнестической афазией логопед опирается на сохранные у них механизмы речевого высказывания, на описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объём слухоречевой нагрузки.

Методы и приёмы работы

  • Улучшение слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Логопед выкладывает перед больным серии предметных картинок, название которых предварительно прочитываются и пишутся в тетрадь. Таким образом, больной знает, что он услышит. На первом этапе предлагаются картинки одной семантической группы, затем двух, трёх. Затем логопед просит показать предметы, которые могут быть вписаны в какую-либо ситуацию.

Задание. Покажите то, на чём можно готовить еду, чем едят мясо, из чего охотник стреляет, животное с пушистым рыжим мехом и т.д….

Лес, яблоко, плита, ствол, тарелка, нож, кастрюля, стол, чашка, заяц, лист, вилка, ружьё, лиса, охотник, плита.

  • Трудности называния связаны снедостаточностью в сфере зрительных представлений. Для преодаления трудностей называния и актуализации предметной лексики логопед предлагает следующие задания.

Задание. Подпишите названия частей дерева.

Крона, кора, листья, ствол, корни, ветки

Задание. Пациенту можно предложить выбрать среди верных и конфликтных названий и изображений. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к дому

Дверь, окно, труба, планета, поле, крыша, океан

Задание. Логопед выкладывает перед больным карточки и просит в одну стопку сложить карточки с изображением посуды, в другую электротехники для кухни. Далее можно выкладывать большее количество карточек и просить пациента раскладывать картинки на три стопки, по каким – либо признакам. В ходе занятия каждая карточка прочитывается, затем называется. В конце занятия логопед просит вспомнить, о чём сегодня говорили, ещё раз вспомнить все слова и картинки.

Салатница, кастрюля, холодильник, ковш, тарелка, плита, чайник, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, кофеварка, чашка, фужер,ложка

  • Для восстановления зрительных представлений больным даются задания конструировать предметы двух из элементов.

Из трёх элементов

Подобрать недостающие части одежды

Дорисовать недостающие части до целого

Нарисуйте недостающие части лица

Глаза, нос, губы, брови, ресницы

Разложите картинки в нужной последовательности

  • Когда больной начнёт справляться с этими заданиями логопед предлагает составить сюжетный рассказ, из разрезных карточек выкладывая их в нужной последовательности.

Задание. Посмотрите, какой детали не хватает, дорисуйте её, опишите этот предмет, зачем он нужен, что им делают

Задание. Посмотрите на рисунки, что унесли воры, дорисуйте недостающие предметы, назовите предметы, запишите в тетрадь, повторите.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое спички, лампа, сосиски, весы, арахис, аквариум. Составьте предложения со словами весы-сосиски, лампа-аквариум.

Тонкие палочки для получения огня.

Небольшие тонкие колбаски, употребляемые в вареном виде.

Висячий светильник из нескольких подсвечников для ламп.

Прибор для определения веса.

Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.

Спички, лампа, арахис, сосиски, весы, аквариум.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка. Составьте предложения со словом трубка, зачем она нужна, что с ней делают, опишите её, из чего чаще всего изготовляют трубки.

Кухонный прибор для растирания чего-то твердого.

Тяжелый напольный ящик для хранения вещей.

Прибор для фотографирования.

Небольшой деревянный предмет с резинкой для метания.

Кусок железа, способный притягивать стальные предметы.

Сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь. Составьте предложения со словами окно-петух, окно-корабль, полка-тетрадь….

Проём в стене для проникновения света и воздуха.

Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Вилка для присоединения к электрической сети аппаратов.

Предмет мебели, вешаемый на стену.

Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь

Задание. Выберите подходящее под описание слово. Соедините стрелками. Все слова начинаются с буквы «А» (пациенту предлагаются аналогичные задания на каждую букву алфавита)

Колпак для лампы — . . . . . .

Красная строка — . . . . .

Деньги, выдаваемые вперед в счет заработка — . . . . .

Ледяная плавучая гора — . . . . . . .

Устройство для дыхания под водой — . . . . . . . .

Строение для хранения зерна — . . . . .

Опросный лист — . . . . . .

Предварительное объявление (о фильме) — . . . . .

Состояние полного безразличия — . . . . . .

Судья в некоторых видах спорта — . . . . . .

Большая круглая площадка посередине цирка — . . . . .

Наем помещения, земли во временное пользование — . . . . . .

Заключение под стражу — . . . . .

Учреждение для хранения старых документов — . . . . .

Выдающийся летчик — . .

Мастерская по шитью одежды — . . . . . .

Главарь, предводитель в казачьих войсках — . . . . . .

Приятный запах — . . . . . .

Юрист, защищающий интересы обвиняемого — . . . . . . .

Посланец Бога, покровительствующий человеку — . . . . .

Проем в стене — . .

_____________________________________________

Аванс, анкета, ангел, арест, архив, арка, арена, амбар, акваланг, абажур, айсберг, аромат, апатия, атаман, адвокат, ателье, афиша, аренда, абзац, арбитр.

Работа с текстом.

  • При грубой форме акустико-мнестической афазии пересказ текстов значительно затруднён. На первых этапах логопед предлагает больному пересказывать короткие тексты, с опорой на зрительный образ.

Задание. Прочитайте текст:

Сорока очень любит блестящие вещи. Все блестящее сорока тащит себе в гнездо. Гнездо сороки находится высоко на березе. Один раз под березой мама варила варенье. Варенье перемешивала серебряной ложкой. Эту ложку сорока утащила себе в гнездо.

Ответьте на вопросы:

Куда она тащит блестящие вещи?

Где находится гнездо сороки?

Что варила мама под березой?

Вставить глаголы по памяти

Сорока очень _________ блестящие вещи. Все блестящее сорока __________ себе в гнездо. Гнездо сороки __________ высоко на березе. Один раз под берёзой мама __________варенье. Варенье ____________ серебряной ложкой. Эту ложку сорока __________ себе в гнездо.

Составить картинно-графический план рассказа, пересказать по плану.

Вставить недостающие слова в текст

Вспомнить начало предложений, пересказать текст:

Задание. Причитайте текст. Ответьте на вопросы.

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов.

Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу.

Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги.

Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Кто весело скачет по лесу?

Кто вывел волчат на поляну?

Задание. Соединить картинку и слов

заяц

птенец

Вставьте в рассказ по памяти подходящее по смыслу слово.

(что?)…………………………………..пригрело. Побежали (что?) …………………… Прилетели (кто?) ……………….. Птицы выводят (кого?) ……………………Весело скачет по лесу (кто?) ……………………….. (Кто?)……………….вышла на охоту и чует добычу. (Кто?)…………………….. вывела волчат на поляну. (Кто?)………………… рычит у берлоги. Над цветами летают (кто?)…………………………и пчелы. Все рады весне.

  • Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путём расширения, а иногда сужения смысловых полей слова (уточнение и систематизация их значение). Для это го логопед предлагает следующие упражнения.

Задание. Объясните значение выражений. В чём разница. С каждым словосочетанием составьте предложения.

Задание. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях.

Задание. Прочитайте словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Задание. Напишите сочинение на тему «Моя мечта». Для того чтобы ваш рассказ был более выразительным и убедительным, воспользуйтесь предложенными рядами синонимов.

Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.

Заветная, сокровенная, заповедная.

Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.

Задание. Закончить фразы тремя разными вариантами:

Однажды утром я проснулся и 1)……….2)……………3)

Для здоровья очень полезно, 1)………2)…………….3)

Задание. Подберите к глаголам слова. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

1. АГИТИРОВАТЬ (кого?) …(за кого?) …(за что?) …
2. АПЛОДИРОВАТЬ (кому?) …
3. АРЕСТОВАТЬ (кого?) …(за что?) …
4. АТАКОВАТЬ (кого?) … (что?) …
5. БЕСПОКОИТЬСЯ (о ком?) …(о чем?) …
6. БЛАГОДАРИТЬ (кого?) …(что?) …(за что?) …
7. БОЛЕТЬ (чем?) …
8. БОРОТЬСЯ (с кем?) …(с чем?) …(против кого?)

(против чего?) …(за что?) …

9. БОЯТЬСЯ (кого?) …(чего?) …
10. БРАТЬ (что?) …(кого?) …(у кого?) …

Каширкина Виктория Викторовна
логопед, ЦПРиП (центр патологии речи и нейроребилитации)
г. Москва

источник

Эволюционно речь и мышление формировались одновременно в некоем единстве в результате деятельного (трудового) общения наших предков. Вместе с тем единство их не означает тождества. Это позволяет рассматривать язык и мышление в норме и патологии раздельно, постоянно памятуя об их тесной взаимозависимости.

Речь — индивидуальное использование языка (совокупности знаков, символов, обозначающих предметы и явления внешнего и внутреннего мира) главным образом в коммуникативных целях. Речь представляет собой орудие мышления, средство для обобщения и выражения мыслей. Однако речь служит не только задачам общения, но регулирует и контролирует деятельность индивида (внутренняя, эгоцентрическая речь).

Составляющие элементы речи: фонемы — минимальная единица звукового строя языка, использующаяся для построения морфем (минимальная значащая составная часть слова: может состоять из одной или нескольких фонем), слов и предложений; лексемы — совокупность слов, связанных между собой с помощью правил грамматики, а также отдельные слова или словосочетания, образующие понятие. Выделяется номинативная (сигнификативная) Функция речи — обозначение предметов, явлений словом, и предикативная — установление смысловых связей между субъектом и предикатом в предложении.

Голосовые реакции относятся к группе безусловно-рефлекторных реакций. Голос обеспечивается центральными и периферическими аппаратами. К последним относятся генеративные (гортань), энергетические (легкие, трахея, бронхи) и резонаторные (полость рта, носа) аппараты. Развитие речи имеет свои этапы и последовательность. Еще в до-речевом периоде (на 2-3 день после рождения) голоса детей, мало отличающиеся по высоте и тембру, неодинаковы. В 4-6 месяцев наряду с плачем и криком, появляются речеподобные звуки — гуление (звуки типа «ау», «эу» с различной интонационной окраской), а затем лепет (звуки типа «ма», «па», «ба», обогащающиеся интонационной окраской). Первые слова появляются (II месяцев — 1,5 года) на основе звукоподражания (период так называемой «физиологической эхолалии). В этот период идет развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем, играющих смыслоразличительную роль. Наиболее древней и онтогенетически ранней формой речи является импрессивная (сенсорная, рецептивная) — это восприятие звуков речи, понимание значения слова, фразы, смысла развернутой речи. В последующем она включает понимание речи по слуху и чтение. На основе импрессивной речи формируется экспрессивная (моторная), представляющая собой способность к артикуляции звуков, произнесению слов и фраз (в дальнейшем включает устную и письменную речь). Возникновение ее происходит к 2-3 годам, когда дети овладевают так называемой ситуативной речью. Она носит характер диалогической речи (в форме диалога, поддерживающегося собеседниками, обычно на основе взаимного эмоционального контакта), экспрессивна, отрывочна, аграмматична. Экспрессивная речь — преимущественно внешняя (устная или письменная), когда грамматические и логические формы носят развернутый и целостный характер. Составной частью экспрессивной речи является внутренняя речь — сокращенная, свернутая, сжатая, речь для себя, с упрощенной грамматической структурой, — играющая основную роль в порождении речевого высказывания. Элементы внутренней речи начинают формироваться на базе внешней в трехлетнем возрасте.

Читайте также:  Препараты для лечения афонии

Следует различать содержательную сторону речи — смысловое содержание, передаваемое говорящим, и выразительную (экстралингвическую, эмоциональную) — отношение говорящего к тому, что он передает. Эмоциональная сторона, эмоциональное отношение находит выражение в громкости, длительности и тембре звуков речи, в ритме, восклицаниях и вопросах, паузах и особенно в интонации, жестах, позах, мимике и пантомимике.

Нарушения речи в психиатрической клинике могут носить самый различный характер. Недоразвитие, пороки или приобретенная в раннем детстве патология периферического резонаторного аппарата могут быть причиной гнусавости (ринолалия — при нарушении носового дыхания, недостаточности тонуса мягкого нёба, палатолалия — при расщеплении неба и другие виды), косноязычия. Артикуляция определяется уровнем развития и функциональным состоянием периферического аппарата речи в процессе звукопроизношения. До 4-5 лет обычно имеет место физиологическое косноязычие из-за несовершенного использования органов речи при произношении звуков. При косноязычии (дислалии) имеет место неправильное произношение или образование всех согласных или гласных, одного из звуков или нескольких звуков, их выпадение или замена другими. При выраженных искажениях речь может становиться невнятной, непонятной для окружающих. Разновидности косноязычия: шепелявость — «С» и «3» произносится как «Ш» и «Ж», картавость — «Р» произносится с дрожанием мягкого неба и язычка и другие. Эта патология наблюдается при пограничной умственной отсталости, при психическом инфантилизме, нарушении слуха, олигофрении. При олигофрении имеет место задержка в развитии речи, на длительное время затягивается этап «физиологической эхолалии», недостаточно формируются как импрессивная, так и экспрессивная речь, а также все высшие формы речи. Длительная задержка развития речи, кроме больных олигофренов, может наблюдаться у физически слабых, астенизированных, недоношенных детей (до 3 лет).

Одна из форм расстройства артикуляции — заикание. При этой патологии нарушение ритма и плавности речевого акта связано с тоническими или клоническими судорожными сокращениями мышц, участвующих в координации речевого акта (фонаторная, дыхательная и артикуляционная мускулатура). Выражается заикание в речевых остановках, запинках, повторении отдельных слов, слогов, эмбололалии. Обычно это сопровождается различными стереотипными движениями, вегетативными расстройствами, страхом речи (логофобия). Большинство (примерно 90 %) страдающих заиканием лиц, поют без затруднений, у многих из них (около 40 %) заикание исчезает при декламации, уменьшается при замедлении речи, скандировании.

Следует различать две основных формы заикания: первичное — логоневроз и вторичное — симптоматическое заикание. Логоневроз чаще (в 60 % случаев) начинается в 3-5 лет, преимущественно у лиц мужского пола. В возникновении его играют роль наследственное (конституционально-типологическое) предрасположение, психические травмы, импринтинг, подражание. Логоневроз, будучи системным неврозом, может проявляться изолированно, а также в сочетании с другими невротическими расстройствами (неврастенического, истерического, психастенического и ипохондрического типа). Очень разнообразны, а порою и вычурны истерические варианты логоневроза. Сравнительно часто логоневроз возникает в препсихопатической стадии и стадии структурирования возбудимой и психастенической психопатий.

Симптоматическое заикание — одно из проявлений резидуально-органической энцефалопатии (травматического, инфекционного, токсического, апоплектического генеза), эпилепсии, а также психогенных заболеваний (неврозы, реактивные состояния). При симптоматическом заикании преобладают гиперкинезы. Часто отмечаются астенические явления, отставание моторного развития. Могут быть варианты с монотонностью или, напротив, с органической расторможенностью. При олигофрении заикание встречается реже, чем косноязычие и гнусавость.

Возникновение заикания может быть острымили постепенным, а течение его — прогредиентным, регредиентним и рецидивирующим. Заикание следует дифференцировать с другими нарушениями ритма, плавности и темпа речи (дислалии, косноязычие, тахилалии, афазии, проявлениями малой хореи, хореи Гентингтона, хронического энцефалита и др.).

Более грубое нарушение артикуляции наблюдается при дизартрии. Расстраивается произношение отдельных фонем, преимущественно согласных. Речь становится смазанной, неразборчивой, запинающейся, с пропуском отдельных звуков, иногда с изменением тембра, высоты некоторых звуков. В тяжелых случаях нарушение достигает степени анартрии — отсутствие членораздельной речи при сохранении возможности произношения отдельных звуков, отдаленно напоминающих гласные и согласные звуки. Дизартрия и анартрия обусловлены нарушением периферического речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов (VII, IX, X, XII), мозжечка, подкорковых узлов. Соответственно этому выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая дизартрии. Анартрия наблюдается при диффузных органических заболеваниях (например, при прогрессивном параличе), обычно сочетается с патологией импрессивной речи и письма. При анартрии, обусловленной ограниченным очагом поражения, возможна сохранность понимания речи и письма.

Дизартрия и анартрия сравнительно часто встречаются при таких заболеваниях нервной системы, как рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия, паркинсонизм различной этиологии, миастения, миотония, а также при мозговом атеросклерозе, сифилисе мозга, прогрессивном параличе и при тяжелом алкогольном опьянении. При прогрессивном параличе дизартрия имеет следующие особенности: кроме нечеткого произношения некоторых фонем, наблюдается пропуск отдельных звуков и слогов, перемещение их, спотыкание на слогах и др. Представляет интерес тот факт, что сходный тип дизартрии обнаруживается при глубоком алкогольном опьянении. В случаях врожденного слабоумия (при олигофрении) дизартрия обычно носит более мягкий характер в виде косноязычия и сочетается со скудностью словарного запаса, аграмматизмами, бедностью интонации и модуляции, задержкой развития речи в онтогенезе (после 3-х лет). Выраженную дизартрию необходимо отличать от моторной афазии. При дизартрии страдает лишь артикуляция речи, но сохраняется понимание слышимой речи, возможность письма. В речи и в письме сохраняются двигательные образы слов и структура фразы. В психиатрической клинике обычно встречаются нерезко выраженные проявления дизартрии. Для их выявления применяются скороговорки типа «на дворе трава, на траве дрова», «сшит колпак да не поколпаковски, надо его переколпоковать», «триста тридцать третья артиллерийская бригада» и т.п.

Близким к дизартрии нарушением речи является скандированная речь. Эта патология возникает вследствие непроизвольного интенционного дрожания, несогласованной работы речевой мускулатуры (при мозжечковой патологии). Появляются хаотически неадекватные ритмические ударения, акценты, образующие диссоциацию между смыслом высказывания и его моторными характеристиками. Речь становится рубленной, прерывистой, разбитой на отдельные слоги, что особенно заметно при произнесении многосложных слов. Наблюдается скандированная речь при прогрессивном параличе, рассеянном склерозе и ряде других неврологических заболевании.

В психиатрической клинике, главным образом при психозах позднего возраста, наблюдаются расстройства сенсорной или моторной речи при функциональной сохранности речевого аппарата и органа слуха — афазии. Существует несколько видов афазий. Афазия моторная (Брока П., 1861) — нарушение экспрессивной функции речи (произнесение, артикуляция слов) при относительной сохранности ее понимания (чаще всего поражение задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария; поля 44,45 по Бродману). Устная и письменная речь отсутствует. При этом может иметь место эмболофазия: больной отвечает на разные вопросы, одними и теми же несколькими короткими словами или междометиями, разнообразя эмоциональную окраску ответа. При обратном развитии моторной афазии, при некотором восстановлении словарного запаса и при легких ее формах выявляется нарушение грамматической структуры речи (аграмматизм) с преимущественным употреблением в речи существительных в именительном падеже и изредка глаголов в неопределенной форме («телеграфный стиль»), наблюдаются литеральные парафазии. Повторение и обычная речь страдает меньше, чем повествовательная.

Афазия сенсорная (Вернике К., 1874) — нарушение понимания больным смысла устной и письменной речи других при относительной сохранности у него экспрессивной речи (поражение задних отделов первой височной извилины доминантного полушария; поле 22 по Бродману). При этом больные не могут писать произвольно и под диктовку. Больные часто склонны к многоречивости (логорее) с вербальными парафазиями, персеверацией. Нередко наблюдается акалькулия. В легких случаях больные понимают отдельные слова или свое имя.

Афазия амнестическая (Troussean A., 1864) — нарушение номинативной функции речи. Больной затрудняется назвать предмет при сохранении понятия о нем и его качествах (встречается при поражении височно-теменных отделов коры головного мозга доминантного полушария; поле 37 по Бродману). Амнестическая афазия обнаруживается сначала в спонтанной речи, затем при просьбах назвать показываемый предмет. Обычно больной заменяет название предмета описанием его качеств. Подсказка первых букв или слогов приводит к воспроизведению нужного слова. При нарастании деменции эффективность подсказки первых слогов забытого слова падает, к тому же постепенно прекращаются активные поиски больным нужного слова. В отличие от сенсорной афазии отсутствуют парафазии и сохраняется правильность построения Фраз, наблюдается бедность имен существительных. Больные обычно разговорчивы, активны, часто критичны к расстройствам речи, активно пытаются их исправить.

Амнестическая афазия может быть как самостоятельной формой афазии, так и этапом в обратном развитии моторной или сенсорной афазии, сохраняя при этом характерные для последних расстройства («телеграфный стиль» при возникновении амнестической афазии после моторной, логореи — после сенсорной).

Афазия семантическая, смысловая (Head H., 1926) — расстройство понимания сложных в смысловом или грамматическом отношений речевых конструкций (поражение теменно-затылочных отделов коры доминантного полушария). Например, таких как «брат отца, отец брата» и т.п. Отмечается затруднение в понимании пространственных отношений, при объяснении пословиц и поговорок, при счетных операциях с многозначными числами. Вместе с тем отдельные слова и фразы больной понимает и успешно произносит. Нередко семантическая афазия сочетается с амнестической.

Афазия тотальная — сочетание различных видов афазии, при котором наблюдается нарушение как экспрессивной (моторной), так и рецептивной (сенсорной) речи.

Афазии встречаются при инсультном течении церебрального атеросклероза, болезни Альцгеймера, Пика, пресбиофрении, простом сенильном слабоумии, последствиях черепно-мозговой травмы и других органических поражениях мозга.

В структуре афатических расстройств имеют место парафазии — нарушение расположения (порядка) звуков и слогов в словах, слов в предложении, а также замена отдельных звуков, слогов, слов. Различаются парафазии литеральные и вербальные. Литеральные парафазии — замена отдельных звуков или слогов в слове или их перестановка с деформацией слова. Разновидностями литеральной парафазии являются контаминация (слияние в одно слово частей разных слов) и редупликация (удвоение слогов в структуре слова). Они часто встречаются при моторной афазии. Вербальные парафазии — замена в устной речи отдельных слов, обычно словами близкими по содержанию или звучанию. В связи с обилием литеральных и вербальных парафазий при тяжелых случаях сенсорной афазии речь становится аграмматичной, состоит из отдельных несогласованных слов, слогов, обрывков слов. Этот тип нарушения речи получил название жаргон-афазии. Парафазии могут иметь место и вне афатических расстройств, предшествовать им. Так, при безинсультном диффузном атеросклерозе сосудов головного мозга (церебрастеническая стадия) встречаются редкие нестойкие литеральные парафазии (усиливающиеся при астенизации), постепенно они учащаются, а на фоне прогрессирующих расстройств памяти и нарастания слабоумия появляются вербальные парафазии. При опухолях височной и теменной локализации парафазии и параграфии предшествуют появлению амнестической афазии и персеверации. С афазиями и парафазиями нередко сочетаются аграфия (потеря способности писать — очаговое поражение доминантной теменной области: поле 40 по Бродману) и алексия (Benedikt, 1865) — потеря способности читать, понимать письменные знаки — поражение височной и теменной области: поле 19,39 по Бродману, а также параграфия (идентичные парафазии нарушения письменной речи) и паралексия (идентичные парафазии нарушения речи при чтении).

Нарушения письма и чтения могут наблюдаться самостоятельно, а также предшествовать афатическим расстройствам: например, при опухоли левой теменной области они наблюдаются до появления амнестической афазии и других расстройств речи. Параграфии и паралексии могут сменять моторную, сенсорную, амнестическую и тотальную амнезии сосудистого, травматического, токсического и инфекционного генеза при их редукции.

При сосудистых заболеваниях степень выраженности аграфии и алексии обычно соответствует выраженности афатичеоких расстройств. При болезни Альцгеймера характерно раннее возникновение нарушений письма и чтения, они являются первичными, наблюдаются вне связи с афатическими расстройствами. С самого начала страдают все виды письма (нарушение самостоятельного письма, письма под диктовку и списывания) и чтения (от литеральной алексии с паралексиями до агностической алексии). Как правило, аграфические расстройства опережают расстройства устной речи. При болезни Пика аграфия и алексия появляются лишь на поздних этапах заболевания.

Невропатологи различают три разновидности афатических и парафатических расстройств, нарушений письма и чтения: кортикальные (поражения центров речи, письма и чтения), транскортикальные (поражение связей между центрами речи, письма и чтения и остальной корой) и субкортикальные. При кортикальной патологии наблюдаются более грубые нарушения, чем при транскортикальной и субкортикальной.

Исследование экспрессивной речи при различных видах афазии (особенно при моторной) начинается с выявления способности к артикуляции букв (гласных и согласных), слогов и слов различной степени сложности. Определяется возможность составления фраз различной длины и сложности. При изучении номинативной (сигнификативной) функции речи используется показ предметов, цветов, материалов различной степени знакомости, их изображений с просьбой дать им название. Больному предлагается дать название предметов по описанию их свойств и назначения, дать название показываемым геометрическим фигурам. Обращается внимание на сохранность разговорной речи в беседе на различные темы, касающиеся больного и нейтрального характера. В процессе исследования следует выяснить способность больного определять пространственные и временные отношения, понимание пословиц, поговорок и метафор. Учитывается способность больного изложить события личной и общественной жизни.

Исследование импрессивной (рецептивной) речи при различных видах афазии (особенно при сенсорной) должно включать выяснение понимания больным смысла слов, фраз, возможность показать названный предмет, понимания действий окружающих и данных больному инструкций различной сложности, понимания повествовательной речи. При сенсорной афазии следует обратить внимание на наличие или отсутствие персевераций, логореи, а также на отношение больного к своим расстройствам речи: замечает ли дефекты в речи, критичен ли к ним и пытается ли их исправить.

При исследовании амнестической афазии следует обратить внимание на состояние номинативной функции речи — способности давать название демонстрируемым предметам (без подсказки, при подсказке). Учитываются уменьшение числа используемых в речи существительных, наличие аграмматизма, парафазий, понимание своего дефекта речи и способность к его коррекции.

Основным в исследовании семантической афазии является выяснение способности понимать логико-грамматические структуры.

Читайте также:  Расстройства голосообразования афония и дисфония

Близким к афазиям расстройством речи является алалия (Delius, 1757) — (по терминологии зарубежных авторов «детская афазия») — недоразвитие или утрата в детстве способности произносить членораздельные слова (без поражения слуха). Возникает алалия вследствие врожденной недостаточности или поражения в раннем детском возрасте отделов коры, ответственных за речевую функцию. По аналогии с афазией выделяют — сенсорную, моторную и тотальную алалию. Локализация патологического процесса также аналогична соответствующим вариантам афазии. При тяжелых формах алалии речь не развивается полностью до 10-12 лет, словарный запас остается крайне скудным, страдает произношение отдельных звуков и слов, наблюдаются аграмматизмы. Алалия обычно сочетается с задержкой психического развития. В некоторых случаях могут возникать вторичные невротические реакции на наличие дефекта речи. Следует отграничивать алалию от нарушений речи при тугоухости с умственной отсталостью, при олигофрении.

Патология речи может выражаться в изменении темпа речи (брадилалия и тахилалия), а также в изменении интенсивности громкости, фонации (повышение, снижение громкости речи), афония. Брадилалия — замедление темпа речи. При развитии замедления речи в совокупности с замедлением других психических процессов (на церебрально-органическом фоне говорят о брадифрении (брадипсихии). Наблюдаются брадилалия и брадифрения главным образом при органическом поражении головного мозга (чаще лобных долей), эпилепсии, эпидемическом энцефалите. Тахилалия — ускорение темпа речи. Нередко она сочетается с повторением и проглатыванием слогов (интервербальная акселерация), искажением звуков и редуцированием группы гласных. Наблюдается у больных с маниакальным состоянием, при гиперстеническом синдроме, ажитированной депрессии. При ускорении речи параллельно ускорению других психических процессов на фоне органического поражения головного мозга говорят о тахифрении (тахипсии). Встречается тахифрения преимущественно при поражении стриопаллидарной системы.

Повышение громкости речи с выраженным речевым напором, ускорением темпа и отвлекаемостью мышления наблюдается у маниакальных больных, при ажитированной депрессии, у гипертимных психопатов в период декомпенсации, при экспансивной форме прогрессивного паралича, у больных эпилепсией в состоянии дисфории, при тяжелом тиреотоксикозе. Может приводить к охриплости голоса. У больных с маниакальной фазой сопровождается выразительностью интонаций, изменчивой модуляцией речи и богатой экстралингвистической экспрессией. Повышение речевого напора без ускорения и отвлекаемости мышления наблюдается также при эпилепсии, парафрении, паранойе, психопатиях, органических поражениях головного мозга.

При олигофрении, органических поражениях головного мозга, интранатальных и постнатальных травмах черепа может наблюдаться ночной плач и крик, продолжающийся длительно, до хрипоты, и не поддающийся коррекции и успокоений. При некоторых заболеваниях (истерии, истерической психопатии, кататоническом возбуждении, эпилепсии) речь больных становится громкой, вычурной, патетичной, приподнятой, высокопарной, со склонностью к декламации. Могут появляться детские интонации (пуэрилизм, псевдодеменция, гебефренический синдром). У больных паранойей, паранойяльными синдромами различной этиологии, при паранойяльной психопатии и развитии личности по паранойяльному типу голос становится громким, с интонациями уверенности, нетерпимости к критике, возражениям.

Снижение громкости речи до шепота с бедной модуляцией чаще всего наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза и депрессивных синдромах иной этиологии, при тяжелых астенических синдромах, эпидемическом энцефалите, некоторых эндокринопатиях, дементном синдроме различной этиологии. При апатии, субкататонии, адинамии, синдроме паркинсонизма, а также при лечении гормонами, длительном приеме контрацептивов снижении громкости речи сопровождается невыразительной, бедной, бесцветной модуляцией, скудной речевой продукцией, монотонностью речи, быстрым ослаблением интенсивности голоса.

В психиатрической клинике сравнительно нередко встречается афония — потеря голоса, способности звучно фонировать слова при сохранении шепотной речи. В то же время истинная (гортанная) и паралитическая афонии практически не наблюдаются. Характерны спастические и Функциональные (истерические) афонии. Спастическая форма афонии наблюдается при незавершенных суицидных попытках психически больных (депрессии, реактивные состояния, шизофрения и др.). Наиболее часто встречается истерическая афония. Она представляет собой следствие истерического пареза или спастичности фонаторных мышц. Наблюдается преимущественно у женщин, сразу или через некоторое время после психической травмы. Способность к голосообразованию теряется полностью или частично, но сохраняется способность к шёпоту, а в четвертой части случаев остается звучным кашель. Истерическая афония может развиваться самостоятельно или проявляться как этап в обратном развитии истерического мутизма. При этом часто наблюдается арефлексия и гипорефлексия в области верхних дыхательных путей, иногда — гипо- и анестезия околоротовой области. Обращает на себя внимание отношение больных к афонии, как и к другим расстройствам речи и слуха (истерический мутизм, заикание, глухота). Больные воспринимают эти расстройства скорее с удивлением, юмором, чем с сожалением, беспокойством, волнением, не видно и заметного желания избавиться от них. Наблюдается этот тип афонии при истерическом неврозе, психопатии, акцентуации.

Афонию следует отличать от фонастении (Flatau E.)и дисфонии, при которых голос не исчезает, но становится слабым, хриплым, дрожащим. В их основе лежит нарушение координации мышц речевого аппарата, без анатомических изменений в нем. В частности, имеет место нарушение координации между фонацией, артикуляцией, дыханием и функцией резонаторных областей. Наблюдаются фонастения и дисфонии при истерии, психастении, других неврозах, при психопатиях, при переутомлении речевого аппарата.

В исследованиях больных с афонией, дисфонией и фонастенией важно обратить внимание на особенности личности, необходимо тщательное проведение сбора анамнеза, а также объективного (инструментального) исследования голосообразующего аппарата.

Немотивированное отсутствие спонтанной и ответной речи при сохранности ее понимания и способности к артикуляции называется мутизмом. Различается мутизм активный, пассивный, элективный. Наблюдается при истерии, шизофрении, в структуре кататонического, депрессивного, акинетического, метэнцефалического и других разновидностей ступора.

Некоторые случаи истерического мутизма требуют дифференциального диагноза от моторной афазии. В отличие от больных с моторной афазией больные с истерическим мутизмом не делают попыток к произнесению звуков и слов, сохраняют выразительную мимику и пантомимику, с помощью которых живо и выразительно сообщают о своей неспособности к речевому общению. Сохраняется способность к пониманию речи окружающих, к общению посредством письма, переписки. В то время как при моторной афазии обычно сохраняется хотя бы небольшой комплекс звуков и слов, больные настойчиво стремятся к общению, эмоционально реагируют на его затруднения, теряют способность к письму.

Мутизм может сочетаться с глухотой, в этом случае имеет место сурдомутизм (глухонемота) — больной не слышит речи и не может говорить. Различаются врожденная и приобретенная формы сурдомутизма. Первая развивается чаще всего на 1-2 году жизни, иногда позднее. Речь может сформироваться в результате специального обучения. Однако при этом типичны разнообразные дефекты голоса (необычное произнесение слов, их модуляции), нарушения дыхания во время речи (уравниваются длительность вдоха и выдоха). Из-за того, что больной после каждого слова останавливается для вдоха, речь становится отрывистой, «рубленной». При возникновении глухонемоты в раннем детстве обычно появляется необходимость в отграничении ее от алалии.

Существует несколько вариантов приобретенного сурдомутизма: органический, посттравматический (при контузии взрывной волной), истерический. Наиболее часто в психиатрической клинике встречается истерический сурдомутизм. Он возникает психогенно, при этом кашель нередко остается звучным. Вокруг рта и обеих или одной ушной раковины определяется анестезия. Инструментальные и другие методы исследования свидетельствуют о сохранности слухоречевого аппарата. В отличие от органического истерический сурдомутизм устраняется с помощью гипнотерапии, рауш-наркоза, внутривенного вливания алкоголя, кофеин-барбамилового и других растормаживаний. Следует иметь в виду, что при постконтузионном сурдомутизме возможны наслоения вторичных истерических проявлений.

Как уже отмечалось, в раннем детском возрасте при становлении речевой функции наблюдается звукоподражение (физиологическая эхолалия). Появление тенденции к звукоподражанию, повторению слов и фраз окружающих в другом возрастном периоде обычно представляет собой психопатологический симптом – эхолалию (Вернике К., 1900). В ее возникновении придают значение освобождению заторможенного подражательного рефлекса. Считается, что в основе эхолалии лежит совместное поражение анализатора экспрессивной и импрессивной речи. Различают истинную эхолалию (Вернике К., 1900) и митигированную эхолалию (Пик А., 1902). При первой имеет место непроизвольное автоматизированное повторение слов, фраз без изменения интонаций и без понимания их. При митигированной эхолалии отмечается повторение речи или вопроса собеседника с некоторой трансформацией их. Кроме непроизвольной, бессознательней эхолалии, выделяется сознательная эхолалия (Мопуче), когда больной многократно и стереотипно повторяет какое-то пожелание или вопрос. Впрочем отнесение этого феномена к эхолалии вызывает большое сомнение. В диагностическом и особенно дифференциально-диагностическом плане важны не только клинические особенности эхолалии, но и динамика ее, тенденция к обратимости или необратимости.

Наблюдается эхолалия при гебефренической и кататонической форме шизофрении, кататонических синдромах иной этиологии, при афазиях сосудистого генеза, при пресбиофрении, болезнях Пика и Альцгеймера, опухолях головного мозга, эпилепсии, при синдроме Каннера, у тугоухих детей с умственной отсталостью, при алалии. Для болезни Пика характерна специфическая динамика: от митигированной, полностью автоматизизованной и постоянной эхолалии в сочетании с сенсорной афазией к истинной эхолалии. При выраженном атеросклерозе сосудов головного мозга митигированная эхолалия непостоянна, при сосредоточении внимания больного на чем-либо она может исчезать на какое-то время. В ее развитии нет такой последовательности, как при болезни Пика. Обычно сразу после инсульта на фоне развития сенсорно-моторной афазии появляется истинная автоматическая эхолалия, иногда митигированная, возможно постепенное обратное развитие эхолалии. При сосудистой церебральной патологии митигированная эхолалия может быть и самостоятельной. При шизофрении эхолалия нередко сочетается с эхопраксией. Эхолалия в структуре синдрома Каннера носит отставленный характер и не связана с актуальной ситуацией. В сочетании с бедной интонацией говорят о «механической» речи, с точным повторением – о «патефонной», с необычной модуляцией – о «попугайной» речи.

В период формирования речи до 3 лет, наряду с физиологической эхолалией, наблюдается физиологический аграмматизм, являющихся психологическим аналогом психопатологических расстройств. Аграмматизм — нарушение структуры предложения с расстройством согласования слов в падежах, времени, заменой местоимения «я» другими. Нарушение грамматической и синтактической организации речи называется акатофазией, а письма — акатографией. Аграмматизм встречается при олигофрении, алалии, при сензорной афазии различного генеза, при шизофрении. У лиц с олигофренией аграмматизм сочетается с общим недоразвитием речи, нарушением статики в раннем детском возрасте (позднее начало ходьбы, навыков сидения), поздним овладением координацией.

Стереотипия речи проявляется в персеверациях, вербигерациях, «стоячих оборотах». Персеверации (Neisser C., 1894) — автоматическое непроизвольное многократное возвращение к речевым оборотам, словам или слогам. Наблюдается как в произвольной речи, так и при ответе на вопросы. Застревание на одной букве — литеральная персеверация, на слове — вербальная персеверация. Персеверации чаще всего представляют собой одно из проявлений поражения анализатора моторной речи непосредственно — моторной афазии, или вторичного поражения — амнестической афазии. Персеверации являются стойким структурным компонентом афатического комплекса и с трудом преодолеваются. При множестве персевераций говорят о персевераторной афазии (Быковская Г.X).

Наблюдаются персеверации при болезни Альцгеймера и Пика, опухолях головного мозга, сенильной деменции, при эпилепсии, инсультном течении церебрального атеросклероза, имбецильности, при тяжелом алкогольном опьянении.

Персеверации необходимо отличать от палилалии (Brissaud E., 1899) — повторение слова не всегда тождественно прототипу, вне зависимости от его положения в предложении. При этом отмечается смена ритма и силы голоса, в конце речи может достигать уровня «афонической» палилалии. Проявляется палилалия в спонтанной речи и в ответах на вопросы. Является признаком стриопаллидарной патологии и наблюдается при болезни Пика, Альцгеймера, постэнцефалитическом паркинсонизме, при псевдобульбарном синдроме.

Вербигерация (Кальбаум К., 1874) — одна из разновидностей речевой стереотипии, выражающаяся в однообразном повторении одних и тех же слогов, слов, восклицаний, коротких предложений, иногда с их переиначиванием, нанизыванием сходных по звучанию слогов и слов, с нарушением стройности фраз. Встречается при кататонической форме шизофрении, тревожной депрессии в рамках маниакально-депрессивного психоза, при ажитированной инволюционной депрессии при дементных синдромах различной этиологии.

Вербигерацию следует отграничивать от логоклонии (Крепелин Э., 1904), которая представляет собой судорожное (спастическое) повторное произнесение отдельных звуков, слогов обычно в конце слова. Наблюдается вначале клоническое ритмичное повторение первого звука или слова, затем в середине или в конце слова, приводя к деформации его. Встречается преимущественно при болезни Альцгеймера, при энцефалитах, прогрессивном параличе, атеросклерозе сосудов головного мозга, реже при болезни Пика.

«Стоячие обороты» — суть этого варианта стереотипии заключается в повторении с измененной, по однообразной модуляцией всего лишь нескольких слов, речевых оборотов. При однообразии интонаций в начальной стадии заболевания говорят о симптоме грамофонной пластинки. Затем происходит постепенное упрощение, редуцирование повторяющейся фразы и слов, их распад до неузнаваемости первоначальной модели. Типичны при болезни Пика, особенно при ее лобной форме.

Временный регресс речи наблюдается при реактивных психозах (псевдодементный синдром, пуэрилизм, синдром одичания). При болезни Каннера обнаруживается необратимое разрушение речи. Она становится все менее выразительной, бессвязной, аграмматической и наконец прекращается совсем. При этом заболевании характерна необычная динамика развития речи. Монологическая речь появляется раньше диалогической. Фразовая речь — раньше начала ходьбы и без этапа отдельных слов. Запаздывает возникновение эволюционно самых ранних жестовых форм речи. Отмечается отставание наглядно-действенного аспекта слова от развития его обобщающего аспекта. К 5-6 годам происходит потеря навыков коммуникативной речи.

Характер психопатологической симптоматики (галлюцинации, бредовые идеи, различные виды спутанности сознания и др.) отражается в некоторых особенностях речи. В ее интонациях могут появляться нотки неуверенности, удивления, любопытства, перемежающиеся со страхом, гневом, злобой, тревогой. Речь больных эпилепсией, наряду с брадифренией, может носить оттенок слащавости, угодливости, подобострастия, умиленности, неумеренного восторга, шаржированного почтения.

Для решения диагностических и дифференциально-диагностических задач важно не только феноменологическое описание расстройств речи, но и указание на темп их появления (острый или постепенный), стойкий или преходящий характер, на обратимость или необратимость, прогрессирующий или регредиентный характер. Диагностически значимыми являются также отсутствие или наличие стереотипа течения расстройств речи, связь их с нарушениями памяти, интеллекта, внимания, с неврологической патологией. Следует отметить также критическое или некритическое отношение больных к дефектам речи, эмоциональные реакции на них, попытки и способы компенсации и коррекции расстройств речи. Необходимо наблюдение за паралингвистическими компонентами речи (мимика, жесты и др.). Следует отразить наличие временной или причинной связи с воздействием различных экзогенных факторов (травма, инсульт, опухоль, атрофические процессы). Регистрация всех этих данных должна производиться с помощью как можно более подробных и точных записей. Может быть применена предварительная магнитофонная запись. Важна регистрация как спонтанной речи, так и ответов на задаваемые вопросы. Способствуют правильной оценке речевых расстройств данные нейропсихологических по А.Р. Лурия и патопсихологических исследований.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник