Меню Рубрики

Афония в психологии это

Впервые услышав этот термин, человек сразу задается вопросом: а что такое афония? Афония – состояние, характеризующееся потерей громкости голоса. Психогенная афония является ее подвидом и вызывается чрезмерными психическими нагрузками, резкими и сильными нервными потрясениями.

Потеря голоса может быть вызвана различными факторами:

  • Заболевания простудного характера (грипп, ОРВИ), которые оказывают негативное влияние на состояние голосовых связок.
  • Болезни легких (бронхит, тонзиллит, воспаление легких).
  • Срыв голоса вследствие большой резкой нагрузки на голосовые связки.
  • Врожденные проблемы развития голоса.
  • Химический ожог слизистой рта и гортани.
  • Спазм мышц, вызванный токсическим воздействием.
  • Травмы, полученные во время медицинских операций.
  • Постороннее тело в дыхательных путях.
  • Нервное потрясение, паническая атака, испуг.
  • Слишком сухой или холодный воздух.
  • Нарушения работы нервной системы, вызванные черепно-мозговой травмой.

Истинная (гортанная) появляется вследствие заболеваний гортани, влияющих на функционирование голосовых связок. Паралитическая связана с нарушениями работы нерва в гортани, которые часто приводят к проблемам с мышцами, отвечающими за голос.

Спастическая афония возникает при резком сокращении мышц. Причиной могут быть химический или токсический ожоги. При спазматическом сокращении мышц может возникнуть почти полное отсутствие способности к голосовой передаче информации.

Функциональная афония (она же психогенная, или истерическая афония) возникает после таких заболеваний, как хронический ларингит, а также при нарушениях в работе коры головного мозга, резких и длительных нагрузках на речевой аппарат, в случае испуга или нервного потрясения. Не следует путать психогенную афонию с психогенной дисфонией. Оба заболевания не являются психическими. Однако в отличие от афонии она наступает постепенно и выражается в неустойчивой громкости голоса.

Афония может выражаться в появлении боли в горле, осиплости, хрипоте, затрудненном глотании, включая полную потерю способности говорить. Ее симптомы могут быть свидетельством наличия других заболеваний (в том числе рака).

Поэтому эти симптомы являются поводом, чтобы немедленно обратиться к врачу, для исключения вероятности других, более серьезных заболеваний и предотвращения осложнений. В случае отсутствия других заболеваний лечением афонии занимается отоларинголог. В некоторых случаях требуется обратиться к неврологу, психологу или терапевту.

Важным этапом лечения является выявление причины заболевания. Врач обычно подробно расспрашивает пациента о событиях, предшествовавших потере голоса, проводит общий осмотр глотки, лимфатических узлов. В случае, если обнаруживается хотя бы один признак, указывающий на инфекционный характер заболевания, назначается мазок с целью определения вида инфекции и ее возбудителя. Также могут быть проведены ларингоскопия, МРТ, томография, ультразвуковое исследование для исключения возможности наличия опухоли.

В зависимости от причины появления применяются следующие методы лечения:

  • Лечение лекарственными препаратами.
  • Методы народной медицины.
  • Физиотерапия.
  • Снижение или полное отсутствие речевой нагрузки.
  • Лечение заболевания, которое является причиной афонии.
  • Удаление опухоли или рубцов гортани.
  • Психотерапия.

Вне зависимости от того, чем была вызвана афония, лечение можно ускорить, если соблюдать некоторые правила:

  • Мало говорить и делать это только шепотом.
  • Не употреблять в пищу раздражающие гортань продукты: алкоголь, газированную воду, очень холодные или горячие напитки, острые блюда.
  • Больше пить теплой жидкости.
  • Ежедневно выпивать одно сырое куриное яйцо.
  • Пользоваться увлажнителем воздуха.

Применяются и методы народной медицины:

  • Ежедневно съедайте несколько долек вареного чеснока. Предварительно поварите его в воде, чтобы нейтрализовать остроту.
  • Также полезно выпивать перепелиные (4 штуки) или куриные (2 штуки) яйца.
  • Сделайте сок из свежей капусты и пейте три раза в день.
  • Вместо сахара или сладостей используйте мёд.
  • Афонию можно лечить настоем из лаванды и алтея. Горячей водой залить две столовые ложки смеси из трав. Настаивать 15-20 минут. Полоскать горло теплым настоем 1-2 раза в день.
  • Охриплость и осиплость голоса хорошо снимается настоем из фенхеля и молока. 10 граммов плодов засыпать в закипающее молоко, выключить газ, добавить 2 ложки меда и настаивать 10 минут. Пить в теплом виде по полстакана 1-2 раза в день.
  • Сварите картофель. Слейте воду. Нагнитесь над кастрюлей, накройте голову полотенцем и подышите в течение 10-15 минут.
  • Сделайте отвар из сушеных или свежих листьев малины, земляники, смородины, брусники, плодов шиповника и рябины. Соотношение компонентов по вкусу. Составляющие залить горячей водой. Кипятить в течение 1 минуты. Дать настояться в течение 1 часа. Пить по четверти стакана 4-5 раз в день.
  • При болевых ощущениях в горле пейте теплый клюквенный морс с медом.

При этом позитивное воздействие отмечается и при лечении методами альтернативной медицины. С согласия пациента ему назначают иглоукалывание, массаж. Однако в целях исключения возможных негативных последствий применение данных методов следует обсудить с лечащим врачом.

Избежать заболевания афонией или хотя бы снизить вероятность ее возникновения можно путем соблюдения следующих рекомендаций:

  • Чрезмерно не напрягайте голосовые связки.
  • Исключите вредные привычки в повседневной жизни.
  • Закаляйтесь.
  • Увеличьте долю фруктов и овощей в рационе.
  • Пропейте курс витаминов.
  • Меньше говорите зимой на улице.
  • Занимайтесь спортом.
  • Соблюдение режима – также немаловажный фактор.
  • Избегайте стрессов и психических нагрузок.

Афонией могут заболеть люди любого возраста. При параличе гортанного нерва для восстановления голоса может потребоваться операция. Однако в большинстве случаев при правильном, вовремя начатом лечении она не имеет последствий для организма, тональность голоса не изменяется. Психогенная афония в целом лечится так же, как и другие ее виды. Если вы в данный момент здоровы, выполняйте профилактические мероприятия, чтобы избежать этого неприятного заболевания. Автор: Ольга Лупандина

источник

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани. Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году. В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию голосовых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление голосового аппарата.

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании. Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле. Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации. Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности. Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из голосовых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов. Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты. При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

источник

Отсутствие звучного голоса (шёпотная фонация). Чаще всего в результате психотравмы. Сохранны смех, плач и кашель. Наступает запредельно торможение. Сверхсильный тонус восстановит голос. Отмечаются частые рецидивы.

Для определения точного диагноза используется метод ларингоскопии. Определяется подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются).

Больные фиксированы на своём дефекте. Необходимо отвлечь пациента и внезапно вызвать голос. Используется способ отвлечения (например, приседания заставлять делать) Опора делается на сохранные анализаторы: кашель, смех, плачь.

При коррекционном воздействии используется технология нейролингвистического программирования.

Повторите за мной: М – м – м. Откройте рот.

Используется рисование по Чавелёвой (пока пациент рисует рисунок, он проговаривает фразу). Вырезывание ножницами различных фигур с одновременным проговариванием фраз: треугольник, квадрат, восьмёрку.

Читайте также:  Коррекционная работа при афонии

· Используется метод выведения звука в маску:

На этот тон начинают нанизывать обычные слоги, слова.

· Непривычное для пациента голосообразование и голосоведение.

От шёпотной фонации мы переходим к дисфонии.

Традиционно выделяют 2 основные формы дисфонии.

1 форма обусловлена несмыканием голосовых складок:

Нужно добиться тонизирующего воздействия.

Качество голоса будет зависеть от размера (чем меньше щель, тем лучше голос) и формы голосовой щели (линейная, овальная – провисают голосовые складки, треугольная – то высокий, то низкий голос).

Если не смыкаются голосовые складки, необходимо их активизировать, стимулировать (физиотерапевтическое воздействие, лекарственне воздействие, голосовые и дыхательные упражнения). Используем твёрдую атаку:

А О У (отрывисто, коротко, стокатто)

Согласные звуки взрывные глухие: [П] [Т] [К]

2 форма связана с чрезмерным напряжением голосовых складок:

Нужно добиться релаксирующего действия. Добиться расслабления гораздо труднее. Для снятия излишнего напряжения используются:

— мягкая и придыхательная атака в начале занятий;

— глухие щелевые согласные: [С] [Ш] [Х].

2. Фонастения (фон – звук, астения – слабый) – слабость голоса. До 1996 года входила в список профессиональных речевых расстройств. Может наблюдаться гипотонусная и гипертонусная картина.

Наблюдается навязчивое откашливание, сухость ротовой полости.

Отмечается асинхронность колебаний голосовых складок.

Диагноз устанавливается благодаря стробоскопическому исследованию.

Выбор упражнений будет обусловлен характером голосовых складок (несмыкание или чрезмерная активность).

Методом предупреждения нарушений голоса будет постановка голоса: развитие работоспособности голоса и его профессиональных качеств.

Базовым звуком для постановки звуков является звук [М]:

— является звуком раннего онтогенеза;

— наиболее прост при произнесении;

— участвуют в процессе произнесения все резонированные полости;

— звук наименьшего напряжения (импеданса).

Принцип используется от простого к сложному: речевого усложнения.

молока бы нам Мёд в лесу медведь нашёл.

3. Мутационная дисфония.

Может считаться обычным физиологическим процессом, если мы её наблюдаем в пубертатный период. Этот период сензитивный.

В зависимости от процессов, которые происходят в организме выделяют 3 стадии мутации:

Нужно определить сроки начала мутации. Они вариабельны. Зависят от физического развития, пола человека, от климата.

Признаки нарушения голоса проявляются в этот период наиболее ярко у вокалистов: осиплость голоса, невозможность взять ноты высокого диапазона.

2 стадия. Собственно мутационная.

Характеризуется резким увеличением размеров гортани: голосовых складок и хрящей гортани.

Пластинки щитовидного хряща выделяются на поверхности шеи у юношей, формируется кадык (в 1,5 — 2 раза увеличивается у мальчиков, у девочек – на 1/3).

Характерна гиперемия голосовых складок, отёчность, наличие слизи (в литературе это состояние характеризуется как мутационный ларингит — неправильно).

В задних отделах остаётся щель треугольной формы, которая называется мутационный треугольник.

За счёт натяжения голосовых складок формируется механизм колебания. Гортань опускается на уровень 6-7 шейных позвонков.

2 стадия продолжается до 6 месяцев.

Процесс окончательного оформления голоса происходит в постмутационной стадии (до 2 лет). Некоторые авторы считают, что окончательное оформление голоса происходит в 21 год, когда заканчивается рост позвоночника.

В зависимости от времени, когда возникают голосовые изменения, выделяют преждевременное голосовое созревание в 8-9 лет.

У кастратов не наступает полноценного гормонального развития.

Важную роль играет психоэмоциональный фактор: ребёнок не подготовлен к смене голоса или находится в болезненном состоянии.

Также причиной дисфонии является иная ориентация.

Для коррекционного воздействия максимум необходимо 3 занятия.

У Вильсона – понижение голоса при мутационной дисфонии (добиться низкого положения голоса: надавить на гортань назад и вниз и опустить голову).

Базовыми гласными будут У О (низкие звуки).

Зевок. Во время зевка гортань физиологически опускается вниз.

Необходимо подготовить артикуляционный аппарат к правильной подаче звука.

Необходимо постучать в грудную клетку при произнесении гласных звуков: А – О – У (звуки низкие по форматной структуре), добиваясь низкого звучания голоса.

Автоматизируем навык звучания по принципу от простого к сложному.

Ребёнок должен понять, что это природный физиологический голос.

4. Ятрогенная дисфония– нарушение голоса, возникшее по вине врачей.

5. Спастическая дисфония используется как дифференциальный диагноз к заиканию (ларингиальному) (Траубе в 1871 г. описал заикание на смерть близкого родственника) или к гипертонусной дисфонии.

Спастическая дисфония может быть ситуативной. При общении с близкими родственниками проблем нет: сохранна шёпотная фонация, не нарушено пение.

Расцениваем это нарушение, как психогенное эмоциональное расстройство.

У людей зрелого возраста после 45 лет возникает, связана с гормональными изменениями, преобладает в основном у женщин (в отличие от заикания, которое возникает у людей мужского пола).

Прогноз неблагоприятный. Сроком более 6 месяцев практически неизлечима. Закрепляется патологический механизм.

Дидро, Арнольд и Бройнлиц искусственный парез или паралич 1 части гортани, добиваясь новой речи.

Ботакс, используемый в косметологии и при лечении детей с неврологическими заболеваниями (в т.ч. дти с ДЦП), вводится на 6 месяцев в голосовые складки, обеспечивая нормальную фонацию для формирования нового стереотипа фонации.

Органические расстройства –изменения в структуре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8391 — | 7310 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Афония (потеря голоса) – состояние потери звучности голоса, — возможность разговаривать только шепотом. Фактически, афония является отсутствием голоса.

При правильном и своевременном лечении афонии, голос возвращается к человеку в скором времени, а его тональность остается без каких-либо изменений.

Причин афонии, т.е. потери голоса множество. Рассмотрим из них наиболее встречающиеся:

  • простудные заболевания, которые вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок (грипп, ОРВИ);
  • воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ларингит, тонзиллит);
  • срыв или переутомление голоса (часто наблюдается у певцов, учителей, дикторов);
  • опухоли голосового аппарата;
  • врожденные патологии развития гортани;
  • раздражение гортани вследствие химических ожогов;
  • токсическое воздействие, из-за которого развивается спазм мышц гортани (загрязненный воздух, табачный дым);
  • травма голосового аппарата (например, во время проведения операции при введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе, или же при проведении операции на щитовидной железе);
  • попадание инородного тела в дыхательный и голосовой аппараты;
  • стрессы, сильные волнения, страхи;
  • продолжительное дыхание очень сухим или очень холодным воздухом;
  • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Истинная или гортанная афония. Развивается при различных заболеваниях гортани, которые влияют на правильность смыкания и вибрацию голосовых связок (например, при опухолях гортани).

Паралитическая афония. Возникает при нарушении функций нижнего гортанного нерва, который управляет большинством внутренних мышц гортани (например, травмирование гортанного нерва в результате проведения операции на щитовидной железе).

Спастическая афония. Развивается при спазме внутренних мышц гортани, в результате чего происходит сужение голосовой щели (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани химическими веществами).

Функциональная или истерическая афония. Возникает на фоне острого или хронического ларингита, нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика или пения.

Афония не имеет своих четких признаков. Симптомы афонии могут указывать на сопутствующие заболевания или травмы, из-за которых возникла потеря голоса.

— боль в горле;
— затрудненное глотание;
— сиплость и хрипота;
— потеря голоса;
— невозможность нормально разговаривать (как обычно);
— спазм или паралич голосовых связок.

При отсутствии должного внимания признакам афонии, можно упустить шанс быстрого лечения серьезной болезни (например, рак гортани), которая и привела к потере голоса. Подобная ситуация может привести к полной потере голоса без возможности восстановления.

Конечно же, тут я хочу сделать поправку, что если Вам или Вашим знакомым врач выдвинул вердикт, что голос восстановить нельзя, это еще не значит что он прав! Как минимум, можно обратится к другому врачу, ну а если все силы исчерпаны, не отчаивайтесь, обратитесь к Господу, ведь для Него уж точно нет ничего невозможного! Тем более в Библии, в Новом Завете, есть замечательные примеры, когда не только немые от рождения начинали говорить, но и слепые видеть!

Для диагностики афонии используют следующие методы:

— общий осмотр, анализ анамнеза болезни;
— анализ мазка со слизистой ротоглотки (если при осмотре обнаружены признаки инфекции);
— ларингоскопию.

Если необходимо исключить опухоль, то назначают:

Курс лечения афонии назначает отоларинголог. Иногда, может потребоваться консультация невролога или терапевта.

Лечение афонии в основном зависит от причины её возникновения и может включать:

— прием лекарственных препаратов;
— прием средств народной медицины;
— физиопроцедуры;
— соблюдение покоя речевого аппарата;
— лечение болезни, вследствие которой возникла афония;
— операцию по удалению гортанной опухоли;
— удаление рубцов гортани.

Общие правила при лечении афонии:

— говорите только шепотом и как можно меньше;
— исключите из рациона холодное, горячее и острое, алкоголь и газировку;
— пейте, как можно больше теплой жидкости;
— ежедневно выпивайте по 1 домашнему куриному яйцу (после холодильника подержите яйцо в теплой воде, а потом употребляйте);
— увлажняйте воздух (для этого отлично подходит увлажнитель воздуха).

Перед употреблением народных средств, для восстановления голоса, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Чеснок. Каждый день принимайте отваренные дольки чеснока. Просто проварите зубчики до мягкости и удаления остроты.

Яйца. Ежедневно утром выпивайте 4 перепелиных или 2 куриных яйца (домашних).

Сок капусты. Принимайте свежевыжатый сок белокочанной капусты 3 раза в день по 0,5 стакана.

Хрен с мёдом. Смешайте в равных частях кашицу из хрена и мёда. Принимайте 1 ч. ложку каждый час.

Семена льна с яблоком и мёдом. Возьмите 1 ст. ложку семян льна, кожуру 1 яблока и 2 ч. ложки мёда. Залейте смесь 300 мл воды и варите 10 минут. Пейте отвар в теплом виде за 10 минут до еды 3 раза в день.

Алтей и лаванда. Возьмите по 2 ст. ложки цветков алтея и лаванды и залейте 600 мл кипятка. Дайте средству постоять минут 15-20. Используйте в теплом виде для полосканий горла, а также немножко пейте в течение дня.

Фенхель с молоком. При охриплости голоса взять 10 г плодов фенхеля, залить 1 л кипящего молока, настаивать 10 мин, добавить немного меда. Пить очень горячим и медленно по 2-3 стакана днем и 1 стакан перед сном.

Коровяк. 30 г сухих цветков коровяка отварите 10 минут в 0,5 л воды и процедите. В теплом виде полощите горло.

Картофель. Почистите картофель и отварите в небольшом количестве воды. Воду слейте, а картофель разомните и, накрывшись над картофелем, вдыхайте пар широко-раскрытым ртом, а выдыхайте носом.

Молодые побеги малины. 4 ст. ложки сушеных побегов малины залейте 2 стаканами воды и проварите на слабом огне 15 минут. Накройте и укутайте отвар и дайте постоять 30 минут. Процедите через 1 слой марли и доведите до кипения. Примите удобное положение и наклонитесь над кастрюлей, сверху накрывшись. Вдыхайте пар ртом, выдыхайте носом.

Чтобы предотвратить появление афонии, или хотя бы минимизировать возможности потери голоса, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

— регулируйте громкость своего голоса, давайте голосу отдохнуть;
— откажитесь от вредных привычек;
— закаляйте свой организм;
— принимайте витамины, а также старайтесь употреблять свежие овощи и фрукты;
— питайтесь правильно и сбалансировано;
— не употребляйте слишком холодные напитки;
— зимой, старайтесь дышать носом, не переохлаждайтесь;
— ведите активный образ жизни;
— соблюдайте режим сна;
— избегайте стрессовых ситуаций;
— храните подальше от детей бытовые чистящие и моющие средства.

источник

Под понятиями «психогенная афония» и «психогенная дисфония» понимаются голосовые нарушения, при которых в силу психических причин происходит, как правило, неожиданно значительное ухудшения голоса, вплоть до полного его исчезновения.

Охриплость или афония (безгласие) часто возникает одновременно с острой стрессовой или конфликтной ситуацией, которую пациент переживает исключительно тяжело. Любопытно отметить, что пациент никакой взаимосвязи здесь не видит.

Нарушение голоса в большинстве случаев неправильно интерпретируется пациентом как результат «простуды».

Психогенная афония или соответственно психогенная дисфония по клинико-морфологическим критериям не относятся к группе психических заболеваний. Пациент психически здоров. Здесь наблюдается скорее патологическое преодоление стресса, схоже с обусловленными стрессом приступами астмы или желудочно-кишечными заболеваниями.

При психогенной афонии пациент в большинстве случаев крайне остро переживает потерю голоса.Несмотря на то, что он хотел бы говорить полнозвучно, у него, как правило, получается разговор только шепотом. При этом, особенно обращает на себя внимание тот факт, что у пациента сохраняется возможность звучно кашлять и смеяться. Симуляций в данном случае практически не бывает.

Видеостробоскопия наглядно демонстрирует блокировку голосовых складок при попытке фонации. В остальном, в большинстве случаев, никаких патологических изменений голосовых складок не наблюдается.

Психогенная дисфония возникает не так внезапно. Пациент зачастую может очень точно указать начало появления симптомов. Нарушение голоса протекает в более мягкой форме и напоминает по звуку либо гиперфункциональную дисфонию с типично сдавленным, неустойчивым голосообразованием,

Психогенная дисфония возникает не так внезапно. Пациент зачастую может очень точно указать начало появления симптомов. Нарушение голоса протекает в более мягкой форме и напоминает по звуку либо гиперфункциональную дисфонию с типично сдавленным, неустойчивым голосообразованием,

Психогенную афонию следует рассматривать как «фониатрический неотложный случай». Необходимо как можно скорее начать лечение, и уже в рамках первого сеанса полнозвучный голос должен быть успешно восстановлен. Неудачи могут только закрепить нарушение.

Лечение не следует какому-либо определенному терапевтическому методу. Оно зависит от чуткости и понимания обследуемого, а также от его реакции на различные терапевтические подходы.

Читайте также:  Нарушение фонации дисфония афония

Здесь, в первую очередь, следует назвать осознание пациентом картины нарушения, а также различные формы голосовых упражнений, акустическую маскировку и лечение слизистой оболочки гортани местными обезболивающими средствами.

Доктор Вольт добивается больших успехов у пациентов с психогенной афонией при помощи суггестотерапии в сочетании с простыми фонационными маневрами.

Даже опытный врач, проводящий обследование, не всегда может сразу распознать психогенную дисфонию как психологически обусловленное голосовое нарушение. Лечение представляет собой, как правило, комбинированную терапию из упражнений для голоса и сопутствующей психотерапии.

Ввиду часто затяжных форм течения заболевания есть риск фиксации симптомов и образования органических изменений голосовых складок, напр., узелков голосовых связок.

У 26-летней журналистки уже три недели подряд наблюдается афония (безгласие). Со слов пациентки, еще вечером она легла спать абсолютно здоровой, а с утра проснулась с охриплостью, граничащей с афонией, которая с тех пор не улучшалась. С отоларингологической точки зрения было высказано подозрение на ларингит, лечение которого антибиотиками до настоящего времени никаких результатов не принесло.

Пациентка не курит. Ввиду своей профессиональной деятельности она, в принципе, привыкла к чрезмерным голосовым нагрузкам, однако, за последние три месяца в связи с переходом на другую работу у нее не столько в голосовом, сколько в психологическом плане возникла крайне конфликтная профессиональная ситуация.

Видеоларингоскопическое исследование показало голосовые складки, в основном, без особенностей и без признаков воспаления.

Стробоскопия обнаруживает при попытке фонации заметную блокировку аддукции (смыкания) голосовых связок. Наблюдается большая открытая щель между голосовыми складками. Голос афоничный. Однако возможен звучный кашель.

В ходе более подробных расспросов пациентка сообщила, что накануне вечером перед появлением афонии у нее был серьезный конфликт с ее спутником жизни. Это событие также легло на нее дополнительным грузом.

В тот же день врач-фониатр проводит с ней интенсивную суггестотерапию с сопутствующими упражнениями для голоса. После 30-минутной терапии пациентка вновь обрела свой звучный голос. Подробный разговор с целью осознания взаимосвязанных причин полностью разъяснил ситуацию.

источник

Люди давно привыкли к тому, что они обладают способностью разговаривать, поэтому воспринимают это явление как само собой разумеющееся. Человек может, не задумываясь, владеть речью и издавать различные звуки. А вот для некоторых людей голос – это важный инструмент, который они используют в своей профессиональной деятельности. К этой категории относятся учителя, артисты, певцы, политики и многие другие. Потеря голоса – это сигнал того, что в организме произошли какие-то нарушения. Поэтому не стоит пускать все на самотек, выжидая, что проблема уйдет сама. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который установит причины заболевания и предложит рациональное лечение.

Говоря научным языком, афония – это состояние, когда голос теряет звучность. Часто при этом человек может говорить шепотом, но порой и эта функция отсутствует. Во время кашля звуки могут проявляться, однако при определенных заболеваниях и он беззвучен. Иногда в процессе разговора у больного человека проскакивают тонкие нотки, но в большинстве случаев звучания голоса нет.

Дисфония имеет несколько другое значение, так называют тембральные изменения голоса. Человек способен издавать звуки, но его голос звучит сипло, гнусаво или хрипло. Такое состояние характеризуется как частичная потеря голоса, тогда как афония – это полное отсутствие звучания.

Существует целый ряд голосовых расстройств, которые характеризуются частичной или полной потерей звучания (фонации). Такие патологии чаще всего встречаются у людей, чья профессиональная деятельность связана с речевым аппаратом (артисты, вокалисты, учителя, телеведущие и т. д.). Нарушения фонации связаны с высокой нагрузкой на голосовые связки. У подростков такое состояние наблюдается в период полового созревания. Примерно от 6 до 24 % детей в этом возрасте испытывают нарушения фонации при мутации голоса.

Речевые патологии бывают различных видов:

Около 41 % детей сталкиваются в своей жизни с проблемами речи. Такие патологии негативно сказываются на психоневрологическом состоянии человека, не дают полноценно развить коммуникативные способности, ограничивают выбор профессиональной деятельности.

Дисфонии, афонии относят к медико-социальным проблемам, поэтому их изучением занимаются не только медицинские работники, но и педагоги.

Неправильное функционирование голосовых связок приводит к нарушениям звукообразования. Происходит полное или частичное несмыкание связок, из-за чего человек не может полноценно разговаривать, а то и вовсе не способен произносить какие-либо звуки. Причины афонии довольно разнообразны:

  • Воспалительные процессы в гортани при таких заболеваниях, как ларингит, дифтерия, ОРВИ.
  • Раздражение слизистых оболочек гортани при вдыхании дыма, различных веществ, вызывающих аллергическую реакцию. Холодный и сухой воздух также является раздражителем.
  • Наличие опухоли.
  • Неврологические заболевания.
  • Психологические состояния: стресс, волнение, нервное перенапряжение, в более редких случаях — психические расстройства.
  • Пороки врожденного характера, связанные с развитием аппарата связок.
  • Поражен нижний гортанный нерв.
  • Попадание небольших инородных тел в гортань.
  • Получение травмы. К этой категории можно отнести проведение операций на шее, а также постановку зонда для введения наркоза.

Нарушения голоса бывают двух типов классификации: органические и функциональные. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них.

Причины при голосовых нарушениях органического типа делятся на два вида:

  • Центральные. Это когда афония и дисфония возникают вследствие анартрии и дизартрии. У человека нарушается работа голосового аппарата в связи с параличом или парезом связок, которые, в свою очередь, вызваны поражением нервной системы, а также патологиями ствола и коры головного мозга. Яркий пример такого состояния – заболевание ДЦП.
  • Периферические. Нарушение голоса возникает после перенесенных воспалительных заболеваний гортани (ларингит, ожог и т. д.). Сюда же относятся и анатомические изменения аппарата связок (опухоли, травмы, операции на гортани).

Нарушения голоса функционального типа, так же как и органические, бывают периферического и центрального вида. Афония голоса может возникнуть при психотравмирующей ситуации. Такое расстройство речи относят к центральным функциональным нарушениям. Чаще всего оно возникает у представительниц слабого пола, которые склонны к невротическим расстройствам.

Периферические нарушения часто связаны с большими нагрузками на голосовой аппарат. В переходном возрасте патологические голосовые мутации бывают вызваны нарушениями в работе эндокринной системы, перенапряжением связок, курением в раннем возрасте.

Гипертонусная дисфония и афония – это состояние, к развитию которого приводит чрезмерное форсирование голоса. Патология может быть вызвана двухсторонним миопатическим парезом гортани, который чаще всего возникает от сильного перенапряжения голоса во время заболевания дифтерией, ОРВИ и т. д.

Чтобы установить причину возникновения патологии, может потребоваться помощь таких специалистов:

Для постановки диагноза проводят диагностику:

  • Ларингоскопия помогает выявить воспалительные и анатомические изменения связок.
  • КТ и рентгенография выявляют опухоли в гортани.
  • Стробоскопия дает оценку функциональному состоянию складок голосового аппарата.
  • Электроглоттография определяет динамику изменений в голосе.

Логопед занимается исследованием голосовых характеристик.

Афония – это довольно серьезная патология, которая приводит практически к полной потере голоса. Причин её возникновения много, поэтому при появлении такой проблемы нельзя заниматься самолечением. Нужно как можно быстрее обратиться за помощью к доктору, так как от выявления первопричины заболевания будет зависеть выбор проведения терапии.

Важно следовать рекомендациям специалиста, в таком случае лечение будет проходить наиболее эффективно.

При афонии могут назначаться антигистамины, успокоительные средства, противомикробные препараты, а также ингаляции. Но выбор лечения подбирается индивидуально, так как напрямую зависит от первопричины появления патологии. В некоторых случаях, чтобы устранить проблему, требуется проведение операции.

Человек, столкнувшийся с таким заболеванием, как афония, для стабилизации своего состояния должен:

  • Полностью отказаться от спиртных напитков, кофе и различных специй, так как эти продукты могут вызывать раздражение слизистых оболочек гортани.
  • Соблюдать голосовой режим. Нужно как можно больше молчать. Запрещено кричать и петь, так как это дает лишнюю нагрузку на связки.
  • На время лечения отказаться от курения, потому что дым негативно влияет на голосовой аппарат. По той же причине рекомендуется исключить резкие запахи.

Лечение афонии можно проводить с помощью народных средств. Но здесь нужно помнить, что не все способы, используемые в народной медицине, хороши. Например, существует старинная традиция пить сырые яйца при проблемах с голосом. Ею очень часто пользуются вокалисты. Яйца действительно обладают полезными свойствами и оказывают положительный эффект на связки. Но в этом случае очень сильно возрастает риск заразиться сальмонеллой, а это весьма серьезное заболевание.

Очень часто при потере голоса люди начинают прогревать шею при помощи водочных компрессов и различных мазей с согревающим эффектом. Делать это категорически запрещено, так как причиной афонии может быть опухоль в гортани. Такая процедура лишь навредит больному. Если вы все же решились прибегнуть к прогреванию, предварительно проконсультируйтесь у врача, чтобы не нанести ущерба здоровью.

В качестве народного средства при афонии используют:

  • Ингаляции с отваром дубовой коры и ромашки с добавлением соды.
  • Сок из белокочанной капусты (свежевыжатый). Употребляют по 100 мл 3 раза в день.
  • Отвар из чесночных долек. Варить нужно до тех пор, пока зубчики не станут мягкими (это уберет остроту).

Чтобы избежать потери голоса, нужно соблюдать определенные правила:

  • Укреплять голосовые связки.
  • Необходимо следить за регулировкой громкости голоса, особенно если профессиональная деятельность связана с нагрузками на связки.
  • Полностью отказаться от курения и алкоголя.
  • Укрепить иммунную систему (правильное питание, занятия спортом, режим сна и т. д.).

Афония – это потеря голоса, которая может возникнуть у любого человека. В большинстве случаев такая патология довольно успешно поддается лечению. Главное — вовремя обратиться к врачу за своевременной помощью.

источник

Отсутствие звучного голоса (шёпотная фонация). Чаще всего в результате психотравмы. Сохранны смех, плач и кашель. Наступает запредельно торможение. Сверхсильный тонус восстановит голос. Отмечаются частые рецидивы.

Для определения точного диагноза используется метод ларингоскопии. Определяется подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются).

Больные фиксированы на своём дефекте. Необходимо отвлечь пациента и внезапно вызвать голос. Используется способ отвлечения (например, приседания заставлять делать) Опора делается на сохранные анализаторы: кашель, смех, плачь.

При коррекционном воздействии используется технология нейролингвистического программирования.

Повторите за мной: М – м – м. Откройте рот.

Используется рисование по Чавелёвой (пока пациент рисует рисунок, он проговаривает фразу). Вырезывание ножницами различных фигур с одновременным проговариванием фраз: треугольник, квадрат, восьмёрку.

· Используется метод выведения звука в маску:

На этот тон начинают нанизывать обычные слоги, слова.

· Непривычное для пациента голосообразование и голосоведение.

От шёпотной фонации мы переходим к дисфонии.

Традиционно выделяют 2 основные формы дисфонии.

1 форма обусловлена несмыканием голосовых складок:

Нужно добиться тонизирующего воздействия.

Качество голоса будет зависеть от размера (чем меньше щель, тем лучше голос) и формы голосовой щели (линейная, овальная – провисают голосовые складки, треугольная – то высокий, то низкий голос).

Если не смыкаются голосовые складки, необходимо их активизировать, стимулировать (физиотерапевтическое воздействие, лекарственне воздействие, голосовые и дыхательные упражнения). Используем твёрдую атаку:

А О У (отрывисто, коротко, стокатто)

Согласные звуки взрывные глухие: [П] [Т] [К]

2 форма связана с чрезмерным напряжением голосовых складок:

Нужно добиться релаксирующего действия. Добиться расслабления гораздо труднее. Для снятия излишнего напряжения используются:

— мягкая и придыхательная атака в начале занятий;

— глухие щелевые согласные: [С] [Ш] [Х].

2. Фонастения (фон – звук, астения – слабый) – слабость голоса. До 1996 года входила в список профессиональных речевых расстройств. Может наблюдаться гипотонусная и гипертонусная картина.

Наблюдается навязчивое откашливание, сухость ротовой полости.

Отмечается асинхронность колебаний голосовых складок.

Диагноз устанавливается благодаря стробоскопическому исследованию.

Выбор упражнений будет обусловлен характером голосовых складок (несмыкание или чрезмерная активность).

Методом предупреждения нарушений голоса будет постановка голоса: развитие работоспособности голоса и его профессиональных качеств.

Базовым звуком для постановки звуков является звук [М]:

— является звуком раннего онтогенеза;

— наиболее прост при произнесении;

— участвуют в процессе произнесения все резонированные полости;

— звук наименьшего напряжения (импеданса).

Принцип используется от простого к сложному: речевого усложнения.

молока бы нам Мёд в лесу медведь нашёл.

3. Мутационная дисфония.

Может считаться обычным физиологическим процессом, если мы её наблюдаем в пубертатный период. Этот период сензитивный.

В зависимости от процессов, которые происходят в организме выделяют 3 стадии мутации:

Нужно определить сроки начала мутации. Они вариабельны. Зависят от физического развития, пола человека, от климата.

Признаки нарушения голоса проявляются в этот период наиболее ярко у вокалистов: осиплость голоса, невозможность взять ноты высокого диапазона.

2 стадия. Собственно мутационная.

Характеризуется резким увеличением размеров гортани: голосовых складок и хрящей гортани.

Пластинки щитовидного хряща выделяются на поверхности шеи у юношей, формируется кадык (в 1,5 — 2 раза увеличивается у мальчиков, у девочек – на 1/3).

Характерна гиперемия голосовых складок, отёчность, наличие слизи (в литературе это состояние характеризуется как мутационный ларингит — неправильно).

В задних отделах остаётся щель треугольной формы, которая называется мутационный треугольник.

За счёт натяжения голосовых складок формируется механизм колебания. Гортань опускается на уровень 6-7 шейных позвонков.

2 стадия продолжается до 6 месяцев.

Процесс окончательного оформления голоса происходит в постмутационной стадии (до 2 лет). Некоторые авторы считают, что окончательное оформление голоса происходит в 21 год, когда заканчивается рост позвоночника.

В зависимости от времени, когда возникают голосовые изменения, выделяют преждевременное голосовое созревание в 8-9 лет.

У кастратов не наступает полноценного гормонального развития.

Важную роль играет психоэмоциональный фактор: ребёнок не подготовлен к смене голоса или находится в болезненном состоянии.

Также причиной дисфонии является иная ориентация.

Для коррекционного воздействия максимум необходимо 3 занятия.

У Вильсона – понижение голоса при мутационной дисфонии (добиться низкого положения голоса: надавить на гортань назад и вниз и опустить голову).

Базовыми гласными будут У О (низкие звуки).

Зевок. Во время зевка гортань физиологически опускается вниз.

Читайте также:  Моторная алалия и афония

Необходимо подготовить артикуляционный аппарат к правильной подаче звука.

Необходимо постучать в грудную клетку при произнесении гласных звуков: А – О – У (звуки низкие по форматной структуре), добиваясь низкого звучания голоса.

Автоматизируем навык звучания по принципу от простого к сложному.

Ребёнок должен понять, что это природный физиологический голос.

4. Ятрогенная дисфония– нарушение голоса, возникшее по вине врачей.

5. Спастическая дисфония используется как дифференциальный диагноз к заиканию (ларингиальному) (Траубе в 1871 г. описал заикание на смерть близкого родственника) или к гипертонусной дисфонии.

Спастическая дисфония может быть ситуативной. При общении с близкими родственниками проблем нет: сохранна шёпотная фонация, не нарушено пение.

Расцениваем это нарушение, как психогенное эмоциональное расстройство.

У людей зрелого возраста после 45 лет возникает, связана с гормональными изменениями, преобладает в основном у женщин (в отличие от заикания, которое возникает у людей мужского пола).

Прогноз неблагоприятный. Сроком более 6 месяцев практически неизлечима. Закрепляется патологический механизм.

Дидро, Арнольд и Бройнлиц искусственный парез или паралич 1 части гортани, добиваясь новой речи.

Ботакс, используемый в косметологии и при лечении детей с неврологическими заболеваниями (в т.ч. дти с ДЦП), вводится на 6 месяцев в голосовые складки, обеспечивая нормальную фонацию для формирования нового стереотипа фонации.

Дата добавления: 2015-02-28 ; просмотров: 1051 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Афония – это состояние утери звучности речи, при котором человек способен разговаривать только шепотом.

Симптомы, сопровождающие афонию, могут быть признаками и других различных нарушений, поэтому, при их возникновении, необходимо обратиться к отоларингологу.

  • Отсутствие звучности голоса.
  • Сохранность шепотной речи.
  • Охриплость.
  • Спазм голосовых связок (внезапное сокращение мускулатуры гортани, в результате чего происходит полное закрытие голосовой щели, что сопровождается затрудненным вдохом).
  • Боль в горле.
  • Затруднение глотания (происходит в результате спазма гортани).
  • Истинная (или гортанная афония) — развивается при заболеваниях гортани, которые влияют на правильное смыкание и вибрацию истинных голосовых связок (например, при опухолях гортани и др.).
  • Паралитическая афония — как правило, развивается при нарушении функции нижнего гортанного нерва, который иннервирует (« управляет») большинство внутренних мышц гортани (например, при его травмировании в результате проведения операции на щитовидной железе).
  • Спастическая афония возникает при спазме внутренних мышц гортани, суживающих голосовую щель (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани едкими химическими веществами).
  • Функциональная афония (или истерическая) развивается, как правило, на фоне острого или хронического ларингита (воспаление гортани), нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика (или пения).
  • Простудные заболевания (например, вирусы, являющиеся причиной развития ОРВИ) вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок.
  • Воспалительные заболевания бронхо-легочной системы (например, при тяжело протекающем бронхите (воспалении бронхов) или хроническом ларингите (воспаление гортани)).
  • Профессиональное утомление голоса (люди некоторых профессий, например, певцы, учителя, дикторы, которым постоянно приходится напрягать голосовые связки).
  • Опухоли голосового аппарата.
  • Врожденные пороки развития гортани (например, мембраны голосовой щели).
  • Травма голосового аппарата, например, в результате проведения операции (при интубации (введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе) возможно повреждение гортани).
  • Попадание в дыхательный и голосовой аппараты инородных тел (в результате поперхивания едой, медикаментами (например, таблетками)).
  • Токсическое воздействие (например, табачным дымом, загрязненным воздухом). В результате развивается спазм мышц гортани.
  • Причины психологического характера (при внезапных и сильных волнениях, истерии, приступах сильного страха происходит выброс большого количества адреналина, голосовая щель при этом смыкается, пропадает способность говорить).
  • Продолжительное вдыхание очень холодного или сухого воздуха.
  • Нарушение иннервации гортани и голосовых складок (паралич и парез (обессиливание двигательной функции) гортани). Поражение нижнего гортанного нерва может стать последствием:
    • травмы (например, при операциях на щитовидной железе);
    • сдавления (например, опухолями легких, щитовидной железы, органов средостения, трахеи, пищевода и др.);
    • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Врач ЛОР (отоларинголог) поможет при лечении заболевания

  • Анализ анамнеза заболевания (когда появились первые изменения голоса, что предшествовало данному факту и др.).
  • Общий осмотр (если при осмотре ротоглотки и пальпации (прощупывании) лимфатических узлов обнаружены признаки инфекционного заболевания, берется мазок со слизистой ротоглотки).
  • Микроскопическое исследование мазка с целью определения возбудителя воспалительного процесса.
  • Ларингоскопия (исследование гортани с помощью специального зеркала).
  • Ультразвуковое исследование, МРТ, компьютерная томография и другие методы — с целью исключения опухолевого процесса.
  • Возможна также консультация логопеда, терапевта, невролога.
  • Некоторые виды афоний (например, при нарушении иннервации гортани, при раке гортани) могут стать причиной полной утраты голоса.
  • Афонии, которые развиваются в результате простудных и воспалительных заболеваний бронхо-легочной системы, проходят самостоятельно (при условии своевременного и адекватного лечения).
  • Бережное отношение голосу: регулировать громкость речи, пения, стараться не разговаривать громко при низких температурах (на морозе)
  • Регулярное посещение отоларинголога, своевременное выявление и лечение воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей.
  • Отказ от курения.
  • Укрепление иммунной и нервной систем (прием поливитаминов, полноценный ночной сон (не менее 8-ми часов) и др.).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

Педиатрия Национальное руководство под ред. А.А. Баранова Издательство: ГЭОТАР-Медиа Год: 2009 г.
Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведенийю Волкова Л.С. 2009 г.

  • Выбрать подходящего врача ЛОР (отоларинголог)
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1371 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник